Выступление логопеда на родительское собрание, тема «Компоненты речи» (старшая группа)
1. Звуки. В речи должны быть все звуки к пяти годам.
Для формирования правильного звукопроизношения у детей должен быть развит артикуляционный аппарат (грызть морковку и яблоки — для развития челюсти), мыщцы языка- делать артикуляционную гимнастику, сильное дыхание ( дыхательные упражнения и игры). Приложение.
2. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра» Придумай». Придумай слово, которое начинается на звук А.
Придумай слово, которое заканчивается на Р.
Игра»Хлопни». Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш. взрослый произносит: шуба, шум, жук, Саша, сад, машина, радуга, насос. Ребенок должен без ошибок выполнить это задание.
Игра «Цепочка». Взрослый придумывает слово, а ребенок на последний звук этого слова придумывает свое слово и т.д.
3. Словарный запас — объем словаря должен быть достаточный для беседы. Чаще всего в речи больше существительных и глаголов, прилагательных мало.
Знать профессии людей, животных и их детенышей, знать обобщающие понятия «Транпорт», «Деревья», «Бытовая техника»,»Фрукты», «Ягоды», «Овощи» и т.д.
Трудности в игре «Какой?». Лимон (какой?) -желтый, кислый, овальный….
Трудности в игре «Что делает?». Лошадь что делает?- ржет, прыгает, скачет, жует….
!Больше ребенку читать рассказов, сказок, учить наизусть стихотворения, чтобы в речи появлялись новые слова. Читать энциклопедии.
4. Грамматика — правильное использование слов в речи. Дети должны знать и правильно изменять и образовывать слова.
Упражнение «Назови ласково». Ключ — ключик, дом — домик. ухо — уши, воля – волюшка, кума — изба – мать – воля — сова – баба – тётя – дума — зима – вдова — дядя — дети — хозяйка — лебедь —
Игра «Измени слово». Измени слова по образцу: Дом — домашний, собака — собачий, кошка — …
5. Связная речь — Ребенок должен связно пересказывать сказки , рассказывать тексты, спокойно может поддержать беседу с ребенком или взрослым. Приходя в 1 класс многие дети не могут связно пересказать сказку. Поэтому необходимо обратить на это внимание сейчас.
Дети должны использовать в речи не только простые предложения, но и сложные. ( Например: На небе темно, потому что солнце закрыли тучи.)
Очень полезно придумывать сказки «с продолжением». Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Можно вместе придумывать конец такой сказки.
Спасибо за внимание!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дыхательные упражнения и игры
I этап
«Бегемотик».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик подминается (вдох),
То животик опускается (выдох).
«Качели».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.
«Ныряльщики за жемчугом».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
«Дыхание».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише — громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой строчки).
II этап
«Воздушный футбол».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.
«Листопад».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» -сдувать листочки с ладони.
«Снегопад».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «снежки» из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони
«Кораблик».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
«Лети, перышко!».
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело
«Мой воздушный шарик».
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую.
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
«Яблоня».
Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками,
Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:
Есть сказка новая у нас — интереснейший рассказ.
Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела.
Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.
А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,
И много у нее ветвей, совсем как ржи у детей.
(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).
Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.
Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.
(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).
Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.
(Дети покачивают руками из стороны в сторону).
Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,
Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.
(Дети дуют все вместе).
Сразу яблоки упали и о землю застучали,
Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,
Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.
(Топают ногами).
Одно яблоко остаюсь, повисело еще малость,
Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.
Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.
(Движение «веретено» согнутыми в локтях руками).
III этап
«Лесная азбука»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку:
«У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).
«А-У-У» — путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
«Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
«Дует ветерок»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая «солнышко» и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая «тучку»).
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
«Комар».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка «комар». (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).
Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з — комар летит,
З-з-з — комар звенит.
«Жуки».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка «жук». (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
«Рычалка».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»). Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.
«Варим кашу».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют «роли»: молоко, сахар, крупа,
соль. На слова:
Раз, два, три. Горшочек, вари!
(«Продукты» поочередно входят в круг — «горшочек»).
(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот — выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш»).
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: «Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе).
Раз, два.три,
Горшочек, не вари!
«Яблоня».
Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.
Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:
Есть сказка новая у нас — интереснейший рассказ.
Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,
Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.
А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая.
И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.
(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).
Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.
Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.
(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).
Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.
(Дети покачивают руками из стороны в сторону).
Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,
Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.
(Дети дуют все вместе).
Сразу яблоки упали и о землю застучат.
Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались.
Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.
(Топают ногами).
Одно яблоко осталось, повисело еще малость.
Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.
Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.
(Движение «веретено» согнутыми в локтях руками).
«Мычалка».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».
IV этап
«Дирижер».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.
Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные — гласные; синие с колокольчиком — согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком — согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика — согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика -согласные, глухие мягкие).
Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку — палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.
Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.
«Дразнилка» или «Изобрази животное».
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква.
«Эхо».
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.
Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.
Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: «А», «АУ», «МАМА», «КУБИКИ».
V этап
«Поезд».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.
Оборудование: схемы слов — «вагончики», предметные картинки из серий: «Игрушки», «Овощи» и др.
Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: «Это яблоко» и выставляет два вагончика.
Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом — добавить к поезду «вагончик». Например, ребенок может сказать: «Это большое яблоко». Следующий ребенок скажет: «Это большое красное яблоко».
На каждое добавленное слово присоединяется «вагончик».
Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.
Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы — с паузой через 3-4 слова
» Полет на шарике».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.
Оборудование: разноцветные мячи.
Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:
Все дети во сне летают.
(Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).
К звездам полететь мечтают.
Мы подрастаем, пока летаем.
(Дети двигаются по кругу с мячами в руках).
Мы подрастаем, пока мечтаем.
(Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя).
«Веселые движения».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол, (Имитация удара ногой по мячу),
Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).
И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).
Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.
«Потягушеньки».
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.
Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями:
Потягушеньки моей душеньке.
Тянем ноженьки, тянем рученька. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх).
Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).
Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка).
Материал для оформления информационного уголка для родителей по теме «Артикуляционная гимнастика»
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению.
Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка?
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.
Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Упражнение «Лягушечка» — «Хоботок»
Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.
Упражнение «Заборчик»
Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!
Упражнение «Лопаточка» — «Иголочка»
Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.
Упражнение «Качели»
Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.
Упражнение «Часики»
Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.
Упражнение «Горка»
Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.
Упражнение «Чашечка»
Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.
Упражнение «Вкусное варенье»
Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.
Упражнение «Лошадка»
Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.
Упражнение «Грибок»
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
Упражнение «Барабан»
Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».
Упражнение «Чистим зубки»
Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.
Кретинина Юлия Константиновна
Учитель -логопед, МОУ Средняя школа №2
г. Ярославль