Выявление нарушений голоса у вокалистов

Аннотация. Статья посвящена проблеме нарушений голоса у лиц голосовых профессий. Описан диагностический комплекс для оценки качественных характеристик голоса у вокалистов. данный диагностический комплекс позволяет выявить нарушения силы, высоты и тембра голоса у лиц голосовых профессий.

Ключевые слова: нарушения голоса, лица голосовых профессий, качественные характеристики голоса, тембр, сила, высота

Актуальность проблемы.

Голос – это неотъемлемый компонент экспрессивной речи, который обеспечивает ее выразительность, разборчивость и эмоциональность. Также голос играет большую роль в социуме, выполняя такие функции, как информативную и коммуникативную.

Деятельность вокалистов зависит во многом от работоспособности их голосового аппарата, а также от умения эффективно и правильно владеть им в профессиональных целях. Также, по мнению Орловой О.С., «их голос должен быть устойчивым к большим нагрузкам, динамичным по высоте и силе, обладать благозвучным тембром». [11]

У современной логопедии и фонопедагогике нет достаточных научно-обоснованных данных об условиях, обеспечивающих формирование и развитие качественных характеристик голоса педагога, не установлены механизмы, вызывающие функциональные нарушения голоса.

Проблема нарушений голоса у лиц голосовых профессий в последнее время приобретает все большую распространенность, так как, по данным отечественных и зарубежных авторов, отмечается увеличение заболеваний голосового аппарата у лиц, страдающих речевыми и вокальными нагрузками.

Нарушения качественных характеристик голоса происходят в основном под влиянием факторов, приводящих к стрессу, изменениям к худшим условий работы преподавателей, увеличением недельной нагрузки. Появляются все чаще случаи, когда у молодых педагогов после нескольких лет перенапряжения голосового аппарата голос становится охрипшим, тембр теряет благозвучность. Данные нарушения побуждают учителей обращаться за специализированной помощью к логопеду.

Углубленное теоретическое обоснование и разработка дифференцированных коррекционно-педагогических методик нарушений голоса являются актуальной проблемой современных исследований в области теории и практики.

Недостаточная разработанность научно-обоснованных и эффективных методов логопедического воздействия по отношению к лицам голосовых профессий побудила нас приступить к созданию диагностического комплекса по устранению нарушений голоса у вокалистов.

Диагностическая программа, направленная на выявление нарушений голоса у вокалистов

Для оценки состояния голоса лиц голосовых профессий в диагностический комплекс были включены методики, позволяющие изучить качественные характеристики голоса (тембр, силу и высоту).

1. Тембр

  • Беседа
    Цель: Обследование тембра с учетом наличия добавочных призвуков, охриплость голоса, придыхание, стабильность звучания
  • Анкета
    Цель: Субъективная оценка качеств голоса
  • Обследование тембра голоса
    Цель: Выявить нарушение тембра голоса с помощью упражнений

2. Сила голоса
Цель: определить уровень слышимости голоса, выявить нарушения силы голоса

3. Высота голоса
Цель: определить, какими характеристиками обладает голос и выявить нарушения высоты голоса

1) Для оценки тембра голоса нами использовалась методика О.С.Орловой, которая предполагает обследовать данный параметр в процессе беседы. При этом учитывается наличие добавочных призвуков, охриплость голоса, придыхание, стабильность звучания. По пятибалльной шкале ставится субъективная оценка:

  1. Нормальный голос
  2. Легкая степень нарушения тембра
  3. Умеренная степень нарушения тембра
  4. Выраженные нарушения тембра
  5. Афония

Для уточнения вышеизложенного критерия нами была разработана анкета «Субъективная оценка голоса», которая позволяет учитывать субъективную оценку голоса самим испытуемым. Испытуемому дается задание выбрать из нижеперечисленных качеств те, которые присущи, по его мнению, его голосу. Шаблон анкеты представлен в приложении 1. Затем результаты данной анкеты сравниваются с результатами диагностики.

Для оценки тембра голоса также нами используются упражнения «Буревестник», «Скороговорки», «Поговорки» по методике Е.С.Алмазовой. Цель данных упражнений: выявить нарушение тембра голоса (чистый, хриплый, напряженный, дрожащий, глухой). По результатам проведения диагностики тембра выявляются следующие особенности.

  • Нормальный тембр – голос был уверенный, приятный, спокойный.
  • Легкое нарушение тембра голоса – голос был слишком громким или тихим, плаксивым.
  • Умеренное нарушение тембра – голос был грубым, вибрирующим, напряженным.
  • Выраженное нарушение тембра – голос был резким, монотонным, бесцветным.

2) Сила голоса также оценивается по методике Е.С. Алмазовой, в которую входит упражнение «Чтение текста». С помощью данной методики мы определяем уровень слышимости голоса, выявляем нарушения силы голоса. Результаты оценки уровня слышимости голоса:

  • Тихий голос, шепот – 50-100 м
  • Спокойный, средней громкости – 100-200 м
  • Громкий голос – 500 м
  • Резкий, очень громкий голос– 500-1000 м

3) Методика Е.С.Алмазовой, упражнения «Гудок», «Эмоции», позволяет оценить высоту голоса. Цель: определить, какими характеристиками обладает голос и выявить нарушения высоты голоса.

  1. Высокий, пронзительный голос
  2. Насыщенный, мягкий, объемный голос
  3. Низкий тембр голоса

Вывод. Таким образом, данный диагностический комплекс позволяет выявить нарушения силы, высоты и тембра голоса у лиц голосовых профессий.

Литература:

  1. Аникеева З.И. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов. —Кишинев: Штиинца, 1985. — 135 с.
  2. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. СПб, 2005. – 58 с.
  3. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. – М.: 2002. – 85 с.
  4. Галендеев В.Н. Не только о сценической речи. СПб., 2006. – 123 с.
  5. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога. Издательство: Феникс, 2006
  6. Ермолаев О.Ю. Правильное дыхание Текст.: практ. пособие / О.Ю. Ермолаев. М.: Флинта: Наука, 2001. — 192 с.
  7. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии, — М.: Наука, 2007. – 211 с.
  8. Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. Нарушения голоса: Учеб. пособие. – М., 2006. – 180 с.
  9. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. — М.-Л.: Искусство, 1939. — 256 с.
  10. Михалевская И.А. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий. – М., Наука, 2005
  11. Орлова О.С. Нарушения голоса: Учебное пособие. — М.: АСТ: Астрель, 2008. – 57 с.
  12. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Издательство: Феникс, 2007
  13. Пекерская, Е. М. Вокальный букварь / Е.М.Пекерская. — М. : 1996 — 126с.
  14. Работнов Л.Д. Профессиональные болезни голоса // Журн. ушн., нос. и горл. бол. — 1929. —№7-8. — С. 504-527.
  15. Савостьянов А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. – М., 2005. – 207 с.
  16. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса, Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 2004. — 112 с.
  17. Фант Г. Акустическая теория голосообразования. — М.: Наука, 1964. — 484 с.
  18. Фомина М.В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004, — 19 с.
  19. Чарели Э.М. Начальные приемы воспитания речевого голоса актеров // Культура сценической речи. — М.: ВТО, 1979. — С. 333- 403.

Левина Юлия Андреевна
студентка Тульского Государственного Педагогического университета
г. Тула

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *