Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дефект речи на сегодняшний день является одной из проблем дошкольного образования, что сказывается на последующем развитии ребенка.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками[1].

Проблема коммуникации у детей с общим недоразвитием речи и использование полученных ими речевых и языковых умений и навыков в повседневном общении не является новой в логопедической практике. Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У таких детей, по данным Р.Е. Левиной, Б.М. Гриншпуна, С.Н. Шаховской, Т.Б.Филичевой, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.

Вопросы изучения коммуникации и речи поднимались в исследованиях не только психологов и педагогов, но и социологов, лингвистов, биологов и представлены в работах как мировых, так и отечественных ученых: А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии и других. Несмотря на постоянный интерес исследователей, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей, возможностях их целенаправленного развития.

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

Одним из средств развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является коммуникация, формирование которой отражается на становлении личности, социальной адаптации в окружающем мире и идёт в непрерывном единстве с развитием у детей средств общения и речи.

Коммуникативные компетенции – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности. Развитие коммуникативных компетенций является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние на становление личности ребенка-дошкольника[4].

Коммуникативная компетенция речи обеспечивается уровнем общего интеллектуального и речевого развития, степенью и характером включенности ребенка в различные виды деятельности, а также качеством процесса его общения с взрослыми[2].

К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи относятся:

  • наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фразеологии;
  • словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;
  • трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
  • недостаточная дифференциация звуков на слух;
  • низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
  • нарушение фонематического восприятия;
  • снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи) незаинтересованность в контактах и т. д. [4].

У детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи[5].

Общение — это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека[9].

Общее недоразвитие речи у детей приводит к стойким нарушениям общения, плохо развитая речь препятствует установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения [10].

У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с общим недоразвитием речи с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

Таким образом, предпочитаемым видом коммуникативной деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи является ежедневное общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности и сосредоточенности на отношении к сверстнику с помощью  нравственных норм поведения.

Литаратура

  1. Запорожец Л.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника /Л.В.Запарожец //Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. – 874 с.
  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2014. — 384 с.
  4. Игнатьева, С.А. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры личности // Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии.– М.: Дело, 2014. – 638 с.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб., 2009. – 896 с
  6.  Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. — 159 с.
  7. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. — 3-е изд. — М.: Смысл; СПб.: Лань, 2010. — 287 с
  8.  Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2013. — 268 с.
  9. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.
  10. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание с обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Издательство Гном и Д», 2010. – 128с.

Танкаева Аселя Отогоновна
Магистрант Курганского государственного университета (направления подготовки)
«Специальное (дефектологическое) образование»

г. Курган

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *