Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

  1. Развитие речи (воспитатели).

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности  (различные  дидактические, подвижные игры для развития речи).

Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок. Проведение повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

При организации образовательной деятельности  прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:

Приоритеты учителя-логопеда: Приоритеты воспитателей:
  • звукопроизношение;
  • фонематические процессы;
  • языковой анализ;
  • психологическая база речи.
  • моторный  праксис;
  • психологическая база речи;
  • обогащение и активизация словаря;
  • развитие связной речи;
  • лексико-грамматическое развитие.

 

  1. Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)

Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, звуковые  распевки, вокализы  на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

 

  1. Физическое воспитание (руководитель по физической культуре)

Выполнение общеукрепляющих  упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.

Использование упражнений для развития общей и  мелкой моторики,  координации движений, подвижных игр,  игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

 

  1. Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)

После проведения логопедического обследования  логопед  предоставляет  родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых  и  неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка.  Далее ребёнок направляется на комиссию ПМПК, для зачисления в логопункт. После зачисления учитель – логопед составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком, делая акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Заключает двухсторонний договор о сотрудничестве, оповещает родителей о времени еженедельных консультаций.

Программа предусматривает:

  • активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, родительские собрания и т.д.);
  • помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
  • создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.

В работе с детьми делается упор  на методологические  подходы развивающего обучения:

  • необычное начало занятия;
  • присутствие на занятии «духа открытия»;
  • удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;
  • предусмотрительность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
  • не оставление без внимания ни одного ответа;
  • развитие речи в любых формах деятельности;
  • учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
  • обучение видению многовариативности выполнения задания;
  • поддержка у детей ощущения успешности.

Для  успешной реализации Рабочей программы  необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и  групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

Матушкина Людмила Викторовна
Учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад №124»
г. Севастополь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *