Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы. Лексическая тема: «Одежда»
Для успешного осуществления коррекционного воздействия по развитию фонетико-фонематического восприятия и формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III учителю-логопеду необходимо тесно взаимодействовать со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В нашем детском саду мы используем следующий способ — это «Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности». Далее мы представляем вашему вниманию пример планирования работы воспитателей по лексической теме «Одежда».
Лексическая тема — «Что зимой надеть, что летом – в этом нет секрета»
1. Развитие общей моторики. | |
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Я умею одеваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу. Вот они, сапожки. Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем калошики. |
Топают ногами. Руки перед грудью – «маленький братец».Наклоняются вперед.Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ногой. Топают ногами. |
2. Развитие мелкой моторики. «Новые кроссовки» | |
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Как у нашей кошки на ногах сапожки.Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленок маленький обувает валенки. А сыночек Вовочка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки. |
Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнения для губ
Упражнения для языка Упражнения для челюсти |
«Расчесывание» верхней и нижней губы зубами.Надувание обеих щек. «Индюк» — движения языком вперед-назад задевая верхнюю губу кончиком. Рот открыть и удержать под счет до пяти. «Обезьянки» — движение нижней челюстью вправо-влево. |
4. Развитие фонетико-фонематических процессов
Игра «Раздели слова на слоги». Названия предметов одежды. Выложить столько счетных палочек, сколько раз хлопнули. Игра «Поймай звук». Дети выделяют заданный звук в потоке звуков и хлопают, услышав его. |
|
Развитие лексико-грамматических процессов
Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Шарф-шарфик, пальто-пальтишко, юбка-юбочка, майка- маечка, футболка- футболочка, колготки- колготочки, сарафан-сарафанчик, и т.п. 2. Игра «Летняя, осенняя, зимняя». Дети группируют картинки с изображением предметов одежды по соответствующим временам года. 3. Игра «Чей?». Образование притяжательных прилагательных. Пиджак папы (чей?) -папин пиджак, пальто мамы (чье?) -мамино пальто, платок бабушки (чей?) -бабушкин платок, джемпер дедушки (чей?)- дедушкин джемпер, брюки дедушки (чьи?)- дедушкины брюки и др. 4.Игра «Закончить предложения ». Варежки связали из шерстяной нитки. Они шерстяные. 6. Игра «Четвертый лишний» Дети из четырех картинок находят лишнюю картинку и объясняют, почему она лишняя. 7. Игра «Что делает, что делают?» Образование формы множественного числа глаголов. 8. Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. 9. Загадывание загадок о предметах одежды. 10. Составление описательных рассказов о предметах одежды по плану. Название. 11. Расскажите детям о том, кто шьет одежду, как ремонтируется обувь. Какие инструменты и материалы используются в работе. |
|
6. Развитие связной речи (предварительная работа).
Чтение художественных произведений с последующим обсуждением, инсценировкой: Ш. Перро «Кот в сапогах», |
Черкасова Ульяна Андреевна
Учитель-логопед МАДОУ №238 «Центр развития ребенка- детский сад»
г. Кемерово, Кемеровская область