Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы. Лексическая тема: «Одежда»

Для успешного осуществления коррекционного воздействия по развитию фонетико-фонематического восприятия и формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III учителю-логопеду необходимо тесно взаимодействовать со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В нашем детском саду мы используем следующий способ — это «Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности». Далее мы представляем вашему вниманию пример планирования работы воспитателей по лексической теме «Одежда».

Лексическая тема — «Что зимой надеть, что летом – в этом нет секрета»

1. Развитие общей моторики.
Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Я умею одеваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они, сапожки.
Этот с левой ножки.
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики.
Топают ногами.
Руки перед грудью – «маленький братец».Наклоняются вперед.Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ногой.
Топают ногами.
2. Развитие мелкой моторики. «Новые кроссовки»
Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Как у нашей кошки на ногах сапожки.Как у нашей свинки на ногах ботинки.
А у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовочка – новые кроссовки.
Вот так, вот так, новые кроссовки.
Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук.
3. Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений Выполняемые движения
Упражнения для губ

Упражнения для языка

Упражнения для челюсти

«Расчесывание» верхней и нижней губы зубами.Надувание обеих щек.
«Индюк» — движения языком вперед-назад задевая верхнюю губу кончиком.
Рот открыть и удержать под счет до пяти.
«Обезьянки» — движение нижней челюстью вправо-влево.
4. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Раздели слова на слоги». Названия предметов одежды. Выложить столько счетных палочек, сколько раз хлопнули.

Игра «Поймай звук». Дети выделяют заданный звук в потоке звуков и хлопают, услышав его.

Развитие лексико-грамматических процессов

Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Шарф-шарфик, пальто-пальтишко, юбка-юбочка, майка- маечка, футболка- футболочка, колготки- колготочки, сарафан-сарафанчик, и т.п.

2. Игра «Летняя, осенняя, зимняя». Дети группируют картинки с изображением предметов одежды по соответствующим временам года.

3. Игра «Чей?». Образование притяжательных прилагательных.

Пиджак папы (чей?) -папин пиджак, пальто мамы (чье?) -мамино пальто, платок бабушки (чей?) -бабушкин платок, джемпер дедушки (чей?)- дедушкин джемпер, брюки дедушки (чьи?)- дедушкины брюки и др.

4.Игра «Закончить предложения ».

Варежки связали из шерстяной нитки. Они шерстяные.
Пиджак сшили бархата. Он…
Платок сшили из шелка. Он…
Майку сшили из трикотажа. Она…
Пиджак сшили из кожи. Он…
Шапку сшили из меха. Она…
Пуховик для зимы — …
Куртка для осени и весны — …
Сарафан для лета — …
Плащ для весны — …
Футболка для детей — …
Брюки для мужчин — …
Ботинки из кожи — …
Сапоги для зимы — …

6. Игра «Четвертый лишний» Дети из четырех картинок находят лишнюю картинку и объясняют, почему она лишняя.
Сарафан, пальто, чешки, майка.
Куртка, шапка, свитер, юбка. И т.п.

7. Игра «Что делает, что делают?» Образование формы множественного числа глаголов.
Сын ботинок обувает, а дети ботинки (что делают?) — …
Сапожник сапог чистит, а сапожники сапоги — …
Мама рубашку гладит, а мамы рубашку — …
Сестра платье стирает, а сестры платья — …
Тетя шапку вяжет, а тети шапки — …
Ребенок шнурки завязывает, а дети шнурки — …

8. Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Чистые сапоги – грязные сапоги.
Новые кроссовки – старые кроссовки.
Широкое платье– узкое платье.
Длинный подол платья– короткий подол платья.
Толстый свитер – тонкий свитер.
Большие варежки – маленькие варежки.
Обувает чешки – снимает чешки.
Белая блуза – черная блуза.

9. Загадывание загадок о предметах одежды.

10. Составление описательных рассказов о предметах одежды по плану.

Название.
Цвет.
Из каких частей состоит?
Из какого материала?
Для какого времени года предназначен предмет одежды?

11. Расскажите детям о том, кто шьет одежду, как ремонтируется обувь. Какие инструменты и материалы используются в работе.

6. Развитие связной речи (предварительная работа).

Чтение художественных произведений с последующим обсуждением, инсценировкой:

Ш. Перро «Кот в сапогах»,
Л. Воронкова «Маша-растеряша»,
Е. Благинина «Научу раздеваться и братца»,
Саша Черный «На коньках»,
Р. Железнова «Приключения розовых босоножек»

Черкасова Ульяна Андреевна
Учитель-логопед МАДОУ №238 «Центр развития ребенка- детский сад»
г. Кемерово, Кемеровская область

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *