Конспект занятия по формированию фонематической стороны речи в подготовительной группе

Цель: формирование фонематической стороны речи детей.

Задачи

Образовательные:

  • совершенствование высших психических функций;
  • совершенствование навыка ответа полным предложением на поставленный вопрос;
  • совершенствование навыка составления предложения из заданных слов;
  • формировать навык интонационно выделять главное слово;
  • развивать навык ориентировки в пространстве;

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплину, контроль;
  • развивать навык работы в группе;
  • развивать навык переключения с одного вида деятельности на другой;

Коррекционные:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • совершенствовать навык звукового анализа;
  • продолжать работу по совершенствованию речевого дыхания;
  • развивать навык различения звуков [ж], [з] изолированно, в буквосочетаниях, предложениях;
  • развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование: «цветик-семицветик», индивидуальные карточки с картинками, карточки синего и зелёного цвета со стрелками, индивидуальные зеркала, карточки с изображением жука и комара, две верёвочки, шесть прищепок (три синих и три зелёных), мяч, бейджи с буквами на каждого ребёнка, два обруча, бубен, конверт с «письмом», цветок из бумаги, фланелеграф.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

(Дети заходят в группу и подходят к фланелеграфу с цветиком-семицветиком)

— Сегодня у нас необычное приключение. Мы как в сказке будем отрывать от нашего цветка по одному лепестку. Ребёнок отрывает красный лепесток, логопед читает задание. Назовите первые звуки в словах: уточка, ноты, мороз, игра, кошка, ириска. По мере называния звуков детям прикалываются бейджи с соответствующими буквами. (Дети садятся.)

II. Основная часть.

Введение в тему

Послушайте два стихотворения и скажите, какие звуки чаще всего встречаются в них:

На лужайке я лежу,
И на небо я гляжу.
Вот огромный жук летит
И жужжит, жужжит, жужжит.

Тихо, тихо-Зоя спит.
А вот злой комар летит.
Зою будет он кусать,
Зое он не даст поспать.
Мы прогоним комара:
«Улетай ты со двора!»
Злой комар от нас летит
И звенит, звенит, звенит.

(Ответы детей)

На доску прикрепляются картинки с изображением жука и комара.

— Ребёнок отрывает ещё один лепесток (оранжевый). Здесь нарисованы домики-синий и зелёный. Дети помещают карточки с буквами «Ж» и «З» в нужные домики, объясняя свой выбор.

— Давайте посмотрим, что приготовил нам жёлтый лепесток.

 

Физминутка

Игра «Жуки и комары»

На полу два обруча. Дети делятся на две команды. По сигналу дети « летают», подражая звукам насекомых. После удара в бубен «комары» летят в один «домик», «жуки»- в другой. Затем меняются ролями.

— Ребёнок отрывает следующий лепесток (зелёный). Детям раздаются карточки синего и зелёного цвета со стрелками. Логопед читает слова, дети поднимают нужную карточку. Если слышат песенку жука-синяя, песенку комара-зелёную.

— Отрывают голубой лепесток.

 

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Логопед бросает мяч. Если он «поёт» песенку жука, то ребёнок возвращая его «поёт» песенку комара, и наоборот.

жда-жду-ждо-жды зда-зду-здо-зды
збо-зба-збы-збу жбо-жба-жбы-жбу
зду-зды-здо-зда жду-жды-ждо-жда
жмы-жми-жме-жмо змы-зми-зме-змо
зна-зну-зны-зно жна-жну-жны-жно
жве-жву-жвы-жво зве-зву-звы-зво

— Следующий лепесток (синий) (нарисована прищепка).

 

Игра «Подарки»

Дети берут по одной карточке с картинкой и прищепкой соответствующего цвета прикрепляют на верёвочки, спускающиеся от картинок с изображением жука и комара.

— У цветка остался последний лепесток (фиолетовый). Логопед достаёт письмо и просит детей составить предложения из перепутанных слов.

Комар, цветок, летит, над.

Жук, лепесток, спрятался, под.

(Логопед просит «показать» эти предложения, предлагая детям изображение цветка и картинки жука и комара).

 

Игра «Ответь верно»

Л: Где летит комар?
Д: Комар летит над цветком.
Л: Над чем летит комар?
Д: Над цветком летит комар.
Л: Что делает комар?
Д: Комар летит над цветком.
Л: Кто летит над цветком?
Д: Комар летит над цветком.

(Аналогичное задание выполняется со вторым предложением).

 

III. Итог.

Ориентировка в пространстве

Логопед расставляет детей так, чтобы из букв на бейждах читалось слово «УМНИКИ».

Прокофьева Надежда Сергеевна
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 32 «Чебурашка»
г. Псков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *