Задержка речи

Речь – очень важный показатель эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Стоит помнить, что в вербальном общении каждый ребенок индивидуален. Одни дети произносят первые слова в 16 месяцев, а другие молчат в два года. Родителям привычнее проводить оценку разговорной речи ребенка именно из навыка произнесения слов. И начинаются вполне обоснованные волнения, если ребенок постоянно молчит.

На самом же деле, развитие речи – это огромнее сочетание разнообразных задач, которые ребенок осваивает поэтапно. Освоение начинается почти с рождения, когда малыш слышит первые звуки и учится взаимодействовать с людьми. Этот процесс способствует формированию нейронных связей и стимулирует созревание головного мозга. Так что разговорные навыки развиваются постепенно и способность произнесения слов – это не первый их них.

Поэтому для оценки развития речи ребенка, не стоит упираться только на навык произнесения слов. А чтобы ему помочь в этом нелегком процессе, нужно обращать внимание не только на вербальную коммуникацию. Разбираемся, как предоставить ребенку необходимую среду для развития и не упустить важные моменты в ходе его овладения речью.

Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста

Чтобы понимать, какие признаки указывают на задержку речевого развития, нужно знать этапы и нормы речевого развития. Когда ребенок только появляется на свет, это событие сопровождается его первой речевой реакцией. Первый детский плач выходит при участии трех отделов речевого аппарата: голосовой, артикуляционный и дыхательный. Специалист неонатолог может определить состояние младенца по громкости, звучанию и времени появления первого крика.

Предречевым годом принято считать первый год жизни, период, в течение которого малыш проходит этапы:

  1. Гуления (1.5 – 2 мес.);
  2. Лепета (4 – 5 мес.) ;
  3. Лепетных слов (7 – 8.5 мес.);
  4. Первых слов (9 – 10 мес.).

При нормальном развитии уже в год в « активном словаре » ребенка хранится в районе десяти слов, как правило, складывающихся из открытых, повторяющихся слогов (ба-ба, дя-дя, ма-ма и другие). А вот в « пассивном словаре » слов гораздо больше – в районе 200. Обычно это названия окружающих материальных предметов и действий, стоит заметить, что все эти слова малыш уже понимает. Пассивный словарь в разы превышает активный словарь, до «лексического взрыва», тогда слова очень быстро переходят в активный словарь, обычно это происходит примерно в 1.6 – 1.8 мес.
Стоить помнить, что период пассивной речи у некоторых детей может затянуться вплоть до двух лет, при этом общее психическое и речевое развитие протекает в норме.

Стимулирование развития речи

При общении с ребенком, рекомендуется проговаривать ему свои действия. Причем озвучивая предметы распространенно. Артикуляция должна быть несколько утрирована, чтобы ребенок увидел подвижность губ.
Родителю нужно стараться выделять значения слов интонацией, применима даже пантомима.

Разумеется, требуется развивать и мелкую моторику. Про это знает каждый, но далеко не все понимают действительную важность этого. Речевые центры находятся в головном мозге близ зон движений пальцев рук. А значит спутники родителей это не только мимика и артикуляция, но и лепка, зайчики из пальцев и многое другое.

Весьма целесообразно сочетать движения с музыкой или словами. Для примера можно рассмотреть «Лого-ритмику и Музыку с мамой» Железновых. Помимо этого, нужно тренировать речевое дыхание ребенка. Речевой выход должен быть гораздо длиннее вдоха.

«Провокация». Побуждайте ребенка на собственные подражания звуков. Например, «Смотри, какая милая кошечка» и следом «Как говорит кошечка?», отвечаете сами же «Мяу-мяу». Как только ребенок повторит за вами – поблагодарите его аплодисментами и радостной улыбкой.

К сожалению, бывает и так, что дети не начинают говорить сами как бы вы ни старались. В таком случае стоит как можно быстрее посетить специалиста – логопеда. Педагог даст рекомендации по работе с ребенком, а так же решит, нужно ли малышу посетить иных специалистов. Это полезно не только для будущей речи ребенка, но и для родительского спокойствия. Как правило, консультации проводятся довольно часто и ни к чему не обязывают.

Ермолова Мария Анатольевна
логопед
г. Липецк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *