Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

В течение последнего времени  в системе образования активно внедряются здровьесберегающие технологии. Вот и я тоже не осталась в стороне, выбрала то,  что на мой взгляд интересно и полезно.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Работа над дыханием

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.  Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе (спайки, слипчатые процессы);
  • способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков —легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;
  • налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
  • исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
  • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

2. Су – Джок терапия

«СУ» — кисть, «ДЖОК» — стопа. Кисти и стопы подобны телу по строению.

Цель использования Су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах с помощью специального массажера.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Противопоказаний к самолечению Су Джок — стимуляторами не существует, тем более и навредить себе человек таким образом не может. Худший вариант из возможных — отсутствие нужного эффекта из-за неправильного выбора зоны воздействия. Проще говоря, если у вас насморк, а вы массируете зону рта, насморк от этого не пройдет. Но состояние десен улучшится.

Главные преимущества использо­вания массажеров Су-Джок для само­массажа рук следующие:

  • безопасность использования;
  • самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;
  • можно использовать многократно в течение дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;
  • самомассаж может быть включен в любое занятие;
  • дети выполняют самомассаж само­стоятельно, под контролем взрослого;
  • проводится самомассаж, как пра­вило, в игровой форме;
  • обеспечивается тактильная сти­муляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.

Сопровождая все движения стихотворным текстом занятия с массажером становятся интересными и увлекательными.

Автоматизация звуков.  Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [c]: «На сосне сидит сова, говорит она слова…»  С этой  целью можно предложить ребёнку поочерёдно надевать массажные кольца на каждый палец, произнося стихотворный текст пальчиковой гимнастики: » Этот пальчик гриб нашёл (на большой палец), этот пальчик чистить стал (указательный), этот резал (средний), этот ел (безымянный), ну этот всё глядел (мизинец).

Совершенствование лексико-грамматических категорий. Упражнение «Один-много». Педагог катит массажёр по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» и т.п.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие внимания, памяти. Дети выполняют инструкцию взрослого: надеть колечко на мизинец правой (левой) руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, он должен назвать, на какой палец одето колечко.

Совершенствование навыков употребления предлогов. По инструкции педагога ребёнок кладёт разноцветные шарики соответственно в коробку, под коробку, около коробки. Затем наоборот — ребёнок должен описать действие взрослого.

Слоговая структура слова. Упражнение «Раздели слова на слоги». Ребёнок называет слог и берёт по одному шарику из коробки, затем считает число шариков.

 

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су — Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике — норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился — катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Это лишь некоторые приёмы использования Су-Джок терапии в коррекционно-педагогической работе с детьми. Творческий подход педагогов, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в образовательном учреждении.

3. Мимическая гимнастика

Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

  • познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
  • развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
  • усилить глубину и устойчивость чувств;
  • разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

 

«Снежинки»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Описание игры:

Вариант 1. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует.

Вариант 2. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмоцию на своей снежинке, затем рассказать, что снежинка чувствует.

 

«Съели кислый лимон» (дети морщатся).

«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

«Встретили знакомую девочку» (улыбаются).

«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

«Обиделись» (опускают уголки губ).

«Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).

4. Биоэнергопластика

 – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

  • Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
  • К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
  • Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
  • Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
  • С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж, счёт, музыка, стихи.

5. Полезная гимнастика для глаз

Дефицит движений современного человека неизбежно сказывается на зрении. Яркий пример — проблема особой важности — прогрессирующая близорукость у школьников, преимущественно у которых имеется слабость аккомодационной (цилиарной) мышцы. Изменяя кривизну нашего хрусталика глаза, эта мышца как бы осуществляет постоянную «наводку на резкость» органов зрения. Можно ли укрепить эту важную мышцу? Оказывается, можно.

  • Не поворачивая головы переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз.
  • Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.
  • С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.

Конечно, на уроках все эти упражнения выполнять невозможно. Но есть и более простые. После 25-30 минут с начала урока необходимо школьникам быстро поморгать глазами в течение 20-30 секунд, затем закрыть глаза и посидеть спокойно минутку, откинувшись на спинку парты. Полезно посмотреть вдаль, на небо недолго, в течение 20-30 секунд.

Такие несложные упражнения избавят ребенка от многих проблем в будущем, наполнят его будни яркими эмоциями! Желаю удачи!

Жаркова Виктория Викторовна
Учитель -логопед, МБОУ «Школа №29»
г. Дзержинск, Нижегородская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *