Советы логопеда по профилактике и устранению нарушений речи и прикуса у детей
О взаимосвязи между аномалиями строения зубочелюстного аппарата (нарушение прикуса, короткая подъязычная связка, высокое нёбо и.т.д.) и нарушениями речи написано много. Безусловно, такая связь есть, и большинство людей, как это обычно происходит, обращаются к ортодонту для устранения нарушений прикуса у себя или своих детей, а при наличии речевых нарушений — к логопеду.
При этом чаще всего родители не задумываются о первопричинах подобных нарушений и обращается к специалистам с уже сформировавшимся или формирующимся неправильным прикусом, требующим, как правило, дорогостоящего лечения, и (или) речевой патологией у своего ребёнка.
Возможно, для многих взрослых пациентов, родителей детей с нарушениями речи будет своеобразным открытием то, что нарушение дыхания, глотания, жевания, вредные привычки (сосание пальца, языка, губ, щёк), неправильное положение языка в полости рта, то есть дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области (т.н. миофункциональные нарушения) являются причинами зубочелюстных деформаций. Своевременно выявляя и устраняя подобные миофункциональные нарушения, мы таким образом убираем саму причину и предупреждаем развитие аномалий прикуса, что особенно актуально для детей в молочном и раннем сменном прикусе. В то же время, формируя правильную артикуляцию и дыхание, параллельно логопед осуществляет и коррекцию имеющихся речевых нарушений.
В этом и заключается ценность профилактики и коррекции нарушения речи и прикуса: сочетание традиционных логопедических методик (логопедического массажа, специальных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики) с одновременным применением миогимнастики и вестибулярных пластинок, трейнеров позволяет не только сформировать правильный прикус, но и повысить эффективность процесса коррекции произносительной стороны речи.
Совет всем родителям:
- Вашему ребёнку уже 3 года, но у него не сформирована фразовая речь;
- У ребенка выраженные нарушения речи (множественные нарушения звукопроизношения, нечёткая, малопонятная для окружающих речь, запинки в речи, пропуски или перестановки звуков и слогов, трудности в построении фразы);
- У Вашего ребёнка есть вредные привычки (он сосёт палец или другой предмет, грызет ногти, карандаш);
- Вы замечаете, что рот Вашего ребёнка часто полуоткрыт, и он дышит ртом, например, во сне;
- При глотании у ребенка напрягаются мышцы лица, видны зубы или язык;
Если Вы замечаете один или несколько из вышеперечисленных признаков у Вашего ребёнка, поторопитесь с визитом к логопеду и ортодонту, чтобы своевременно устранить нарушения речи и решить проблемы, связанные с неправильной функцией мышц, оказывающих влияние на формирование прикуса ребёнка.
- Многие мамы и папы детей с нарушениями речи говорят о том, как сложно бывает организовать ребёнка для выполнения артикуляционной гимнастики дома перед зеркалом, так как для этого требуется хорошее внимание и усидчивость со стороны сына или дочки.
Современные аппараты миофункциональной коррекции (трейнеры, вестибулярные пластинки с бусинкой для языка) могут служить не только эффективными средствами профилактики или преортодонтического лечения нарушений прикуса, но и помочь родителям детей с проблемами в речи во время занятий дома, превращая «тренировку» речевого аппарата в менее утомительный и длительный процесс, и даже в игру.
Литература:
- Аверьянов С.В., Костина Я.В. Стандартные аппараты для миофункциональной ортодонтии.- Уфа, 2014.
- Григоренко Н.Я., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжёлыми зубочелюстными аномалиями.-М., 2005.
- Костина Я.В.,Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта.- М., 2009.
- Тисовская Ю.А.,Соколова Н.А. Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы.-М.,2015.
Котова Ольга Владимировна
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 6»
г. Королёв Московской области