Советы логопеда по профилактике и устранению нарушений речи и прикуса у детей

О взаимосвязи  между аномалиями строения зубочелюстного аппарата (нарушение прикуса, короткая подъязычная связка, высокое нёбо и.т.д.) и нарушениями речи написано много. Безусловно, такая связь есть, и  большинство  людей, как это обычно происходит, обращаются к ортодонту для устранения нарушений прикуса у себя или своих детей, а при наличии речевых нарушений — к логопеду.

При этом чаще всего  родители не задумываются о первопричинах подобных нарушений и обращается к специалистам с уже сформировавшимся или формирующимся неправильным прикусом, требующим, как правило, дорогостоящего лечения,  и (или) речевой патологией у своего ребёнка.

Возможно, для многих взрослых пациентов, родителей детей с нарушениями речи будет своеобразным открытием  то, что нарушение дыхания, глотания, жевания, вредные привычки (сосание пальца, языка, губ, щёк), неправильное положение языка в полости рта, то есть дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области  (т.н. миофункциональные нарушения) являются причинами  зубочелюстных деформаций. Своевременно выявляя и устраняя подобные миофункциональные нарушения, мы таким образом убираем саму причину  и предупреждаем развитие аномалий прикуса, что особенно актуально для детей в молочном и раннем сменном прикусе. В то же время, формируя правильную артикуляцию и дыхание, параллельно логопед осуществляет и  коррекцию имеющихся речевых нарушений.

В этом и  заключается ценность  профилактики и коррекции нарушения речи и прикуса: сочетание традиционных логопедических методик (логопедического массажа, специальных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики) с одновременным применением миогимнастики и  вестибулярных пластинок, трейнеров позволяет не только сформировать правильный прикус, но и повысить эффективность  процесса  коррекции произносительной стороны речи.

Совет всем родителям:

  • Вашему ребёнку уже 3 года, но у него не сформирована фразовая речь;
  • У ребенка выраженные нарушения  речи (множественные нарушения звукопроизношения, нечёткая, малопонятная для окружающих речь, запинки в речи, пропуски или перестановки звуков и слогов, трудности в построении фразы);
  • У Вашего ребёнка есть вредные привычки (он сосёт палец или другой предмет, грызет ногти, карандаш);
  • Вы замечаете, что рот Вашего ребёнка часто полуоткрыт, и он дышит ртом, например, во сне;
  • При глотании у ребенка напрягаются мышцы лица, видны зубы или язык;

Если Вы замечаете один или несколько из вышеперечисленных признаков у Вашего ребёнка, поторопитесь с визитом к логопеду и ортодонту, чтобы своевременно устранить нарушения речи и  решить проблемы, связанные с  неправильной функцией мышц, оказывающих влияние на формирование прикуса ребёнка.

  • Многие мамы и папы детей с нарушениями речи говорят о том, как сложно бывает организовать ребёнка для выполнения артикуляционной гимнастики дома перед зеркалом, так как для этого требуется хорошее внимание и усидчивость со стороны сына или дочки.

Современные аппараты миофункциональной коррекции (трейнеры, вестибулярные пластинки с бусинкой для языка) могут служить не только эффективными средствами профилактики или преортодонтического лечения нарушений прикуса,  но и помочь родителям  детей с проблемами в  речи во время занятий  дома, превращая  «тренировку»  речевого аппарата в менее утомительный и длительный процесс, и даже в игру.

 

Литература:

  • Аверьянов С.В., Костина Я.В. Стандартные аппараты для миофункциональной ортодонтии.- Уфа, 2014.
  • Григоренко Н.Я., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств  у детей с нетяжёлыми зубочелюстными аномалиями.-М., 2005.
  • Костина Я.В.,Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта.- М., 2009.
  • Тисовская Ю.А.,Соколова Н.А. Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы.-М.,2015.

Котова Ольга Владимировна
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 6»
г. Королёв Московской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *