3D- печать как средство развития психических функций у дошкольников с ЗПР

Аннотация

В данной работе рассматриваются вопросы формирования инновационной образовательной среды в ДОУ с опорой на такую интерактивную технологию как 3D-принтер, позволяющей сделать обучение не только интересным и продуктивным, но и способствующей развитию детей, что является приоритетным направлением согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Рассмотрены особенности развития психических процессов у воспитанников с задержкой психического развития, предложена система игр с использованием 3D-принтера на занятиях по обучению грамоте, по развитию психических процессов, мелкой моторики, тактильных ощущений.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому формирование инновационной образовательной среды в ДОУ с опорой на интерактивные технологии становится одной из определяющих тенденций развития системы образования.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.3D-технологии приобретают все большую популярность среди детских образовательных учреждений. Благодаря им дети получают навыки работы со специализированными программными продуктами, которые полностью адаптированы для детского восприятия. ФГОС требует внедрения в ДОУ и школах современных прогрессивных инструментов, которые необходимы для полноценного развития ребенка.

Применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития отличаются от детей нормы тем, что уровень развития высших психических функций и познавательного развития ниже нормы.
У детей с ЗПР неустойчивое, быстро истощаемое внимание, нарушены процессы зрительного и слухового восприятия, памяти, особенно слуховая память, воображение слабо развито, так как бедный запас представлений об окружающем, мышление на низком уровне – им сложно оперировать мыслительными операциями без наглядности.

Мы с педагогами строим работу с детьми, учитывая все особенности психического развития детей с ЗПР.

В работе с этими детьми необходимо использовать:

  • Сюрпризный момент, тем самым вызвать познавательный интерес;
  • Частую смену деятельности;
  • Красочный наглядный материал;

Реализовать эти задачи помогает такое интерактивное оборудование, как 3D-принтер. Использование 3D-технологии не только позволяют сделать обучение интересным и продуктивным, но и способствуют развитию детей, что является приоритетным направлением согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Внедрение современных технологий позволит детям развить мелкую моторику, абстрактное мышление, способность выстраивать логическую цепочку действий, чтобы получить необходимый результат.

3D-принтер для детей — это уникальное устройство, которое позволяет проектировать и создавать настоящие объекты из различных материалов при помощи специальных программ. Поскольку у детей с ЗПР часто недостаточно развит регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность, знакомство с особенностями работы 3D-принтера позволит им научиться задавать последовательные команды, исследовать его принцип работы и структуру.

Основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. У дошкольников с ЗПР страдает так же и мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности, в том числе и познавательной. Благодаря использованию 3D-печати моделей букв, цифр, дети принимают более активное участие в учебном процессе, проявляют любознательность и интерес к обучению.

Современные цифровые технологии облегчают процесс восприятия дидактического материала за счет легкости коммуникации и доступности информации самого разного рода.
В нашей подготовительной к школе группе для детей с ЗПР мы используем 3D-принтер на занятиях по обучению грамоте, для развития психических процессов, мелкой моторики, тактильных ощущений. Печать макета букв русского алфавита во время НОД позволяет создать эмоционально-положительного настрой у детей. Делает практические занятия увлекательными. Поскольку у детей с ЗПР отмечаются неустойчивость внимания, приводящая к снижению продуктивности, обусловливающая трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, уникальное устройство 3D- принтера помогает с легкостью заинтересовать детские умы. Наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный, при этом возможность манипулировать им создает более благоприятные условия для запоминания.

Примерно у 70% младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются затруднения в процессе овладения письмом и чтением. У большинства из них в дальнейшем эти затруднения переходят в стойкие дисграфию и дислексию. Использование в детской деятельности по овладению навыками чтения макетов букв, напечатанных самими детьми, способствует повышению способности зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово.

В развитии таких качеств как целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, целостности восприятия также помогут 3D-модели, напечатанные на принтере. Например, мы используем игру «Найди на ощупь букву», которая очень нравится детям.

Нарушения координации движений и ручной моторики у детей с ЗПР отмечаются многими авторами. Важнейшую роль в формировании графических навыков играет овладение ребенком технически правильными приемами письма и координацией движений пишущей руки. Для решения этих задач также помогут модели букв, напечатанные на 3D-принтере. Например, мы используем игру «Обведи букву», «Заштрихуй букву», «Раскрась букву».

У воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности, отмечается снижение познавательной активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это отмечается на фоне неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, повышенной истощаемости, у детей снижена мотивация к обучению, отмечаются трудности в планировании деятельности. Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения интерактивных технологий, позволяет добиться положительной динамики в развитии познавательных процессов у детей с ЗПР.

Используемая литература

Ефимов П. П., Ефимова И. О. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 286-290.

Бобкова Мария Евгеньевна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида»
г. Муром, Владимирская обл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *