Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать длинный, плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения описанных игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
«Ветер»
Из бумаги нарезаем полоски 15-20 сантиметров. Обвязываем их небольшой верёвочкой. Получается, что-то наподобие дерева. Ветер дует, на листочки и они шевелятся. Глубокий вдох, на выдохе дуем на полоски из бумаги.
Упражнение «Золотая осень»
Осенью можно собрать листья разных расцветок. Раскладываем листья на столе. Тренируем речевое, дыхание, сдувая листочки со стола плавным выдохом.
Упражнение «Снегопад»
Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному и стараемся успеть подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.
Игра «Одуванчик»
Игра очень простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Затем просто дуем на одуванчик.
Игра «Вертушка». Плавно дуем на вертушку.
Игра «Песня ветра». Для игры используется специальная конструкция, которую можно приобрести в магазине. Плавно дуем, заставляя колокольчики издавать лёгкий звон.
Игра «Футбол». Скатываем из ваты два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.
«Самолётики». Делаем из бумаги самолёты и дуем на них долгим и плавным выдохом.
«Катись, карандаш!». Нужно положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.
«Дыхание собаки». Делаем быстрые и частые вдох и выдох. С каждым разом выдох должен быть немного длиннее предыдущего.
«Воздушный шарик».
Необходимо надуть воздушный шарик и повесить его на уровне лица. Сильно и плавно дуем на шар так, чтобы он взлетел как можно выше.
Более сложный вариант игры. Подбрасываем воздушный шар и дуем на него, не давая шару упасть.
«Плыви, плыви, кораблик!». В таз с водой пускаем бумажный кораблик. Плавным выдохом дуем на него.
«Уточки». Игра похожа на предыдущую. Вместо кораблика используют пластмассовые удочки.
«Буль-Буль». В стакан наливаем воду и, поставив в неё коктейльную трубочку, делаем ею буль-буль.
Затем можно сделать целую «бурю» в стакане. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.
«Летящее пёрышко». Подбрасываем вверх птичье перо, дуем на него, не давая ему упасть.
«Снежинки». Вырезаем из бумаги снежинки, подвешиваем их на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на снежинки.
Мыльные пузыри. Надуваем мыльные пузыри.
Чухланцева Елена Михайловна
учитель-логопед , МБДОУ д/с№43
г. Воткинск, Удмуртская Республика