Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении. Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики. Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционные упражнения.

Их существует огромное количество. Это:

Улыбка – губы удерживаются в улыбке, зубы не должны быть видны. Хоботок – губы вытягиваются вперед длинной трубочкой.

Заборчик – улыбка при сомкнутых зубах.

Бублик – округлить и вытянуть вперед губы. Зубы при этом должны быть сомкнуты.

Кролик – упражнение выполняется при сомкнутых зубах. Приподнять верхнюю губу, обнажив при этом соответствующие резцы.

Губы вытянуть трубочкой. Вращать их круговыми движениями, двигать влево и вправо.

Представить себя рыбкой, которая разговаривает. Хлопать губами друг о друга.

Взять носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу большим и указательным пальцами другой. Растягивать их вниз и вверх.

«Поцелуй». Щеки втягиваются внутрь, после чего резко открывается рот с характерным звуком.

«Уточка». Массировать вытянутые губы пальцами, пытаясь изобразить клюв. При этом большие пальцы обеих рук должны оказаться под нижней губой, а другие – на верхней.

«Недовольная лошадка». Пытаться изобразить звук, напоминающий фырканье лошади. Футбол. Рот должен быть закрыт. Напряженным языком поочередно упираться то в одну, то в другую щеку.

Чистка зубов. Закрыть рот. Обводить движением языка по кругу между зубами и губами.

Лошадка. Язык присосать к небу, затем щелкнуть языком. Цокать сильно и медленно.

Вкусное варенье. Открыть рот и облизать языком верхнюю губу.

Лысенко Светлана Анатольевна
Учитель-логопед
МБДОУ МО Детский сад №211
Город Краснодар

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *