Артикуляционная гимнастика в развитии речи детей раннего возраста 2-3 года

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении.

Гимнастика состоит из:

Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.

Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка. Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Для языка можно использовать следующие динамические упражнения:

«Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».
«Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.
«Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.
«Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.
«Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.

Статические упражнения для языка:

«Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.
 «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Иголочка». Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.

Следующие упражнения для губ:

«Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.
«Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.
«Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки.

Для развития мышц щек упражнений достаточно много, поэтому покажу некоторые из них:

«Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении.
«Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.
«Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.

Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

  • Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
  • Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
  • Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – для начала достаточно 2-3 за одно занятие.
  • Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
  • При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 5-7 секунд.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
  • Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
  • Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.
  • Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
  • Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.
  • Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Безусловно, работу лучше начинать в раннем возрасте. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра. Поэтому важно соблюдать все рекомендации, о которых было сказано ранее.

Самсонова Юлия Григорьевна
учитель-логопед, ОКУ ЦППМСП
г. Курск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *