Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.
  • формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционные:

  • развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
  • обогащение и расширение словарного запаса;
  • развивать  навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: мягкая игрушка – пчела, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол; разрезная картинка с изображением Лолы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

— Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком… (пчела).

— Правильно, это веселая и добрая пчела. И зовут ее Лола. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

  1. Артикуляционная гимнастика.

— Но сначала давай покажем Лоле как ты делаешь зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

« Улыбка»

Наша Таня – озорница,
Тянет губки к ушкам.
— Посмотрите на меня —
— Я, теперь — лягушка!

« Пароход гудит»

Пароходик небольшой,
Зато смелый он какой!
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять,
И под счет его держать.

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.
Не подходи! Я уколю!

«Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.

«Маляр»

Будет наш язык маляр.
Он нисколько не устал.
Красим небо, облака.
Маляра жизнь не легка.

«Грибок»

Поднимаем язычок,
Будет он во рту грибок.
Досчитаем до пяти,
А потом вниз опусти!

  1. Автоматизация звука [Л] в слогах.

— Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел вместе с ней.

ла-ла-ла           ала-ала-ала
лу-лу-лу           улу-улу-улу
лы-лы-лы             ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло                 оло-оло-оло

  1. Автоматизация звука [Л] в словах (чистоговорках).

— Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).
Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)

И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)

Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)

Будет пчелкам чем питаться.
(Имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты)

  1. Формирование навыка звукового анализа.

— Как много цветов растет на лужайке. Лола летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

  1. Физминутка.

— Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.

  1. Игра «Где спрятался звук».

— Лола  принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

  1. Игра «Посчитай».

— Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

  1. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

— Лола  решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салат ел Милу.
Салазки везут Славу.
Пол упал на стул.
Футбол уехал на папу.
Лопатка взяла Лолу.
Ладони вымыли Клаву.
Кукла купила Лушу.
Лук полол Милу.
Белый платок надел Аллу.

  1. Развитие мелкой моторики.

— Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Лолы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

— Молодец! Лола очень довольна.

  1. Итог занятия.

— Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою  лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Голубева Надежда Сергеевна
учитель-логопед, МБДОУ «детский сад №44″г. Костромы
г. Кострома

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *