Автоматизация звука Л в словах, предложениях
Цель: автоматизация звука л в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука л в слогах, словах, предложениях,
- обогащение и расширение словарного запаса;
Коррекционные:
- развивать внимание, фонематический слух;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Методы и формы работы:
- словесно-наглядный;
- фронтальная беседа;
- практический 9 упражнения).
Оборудование: зеркало, карточки, Су-Джок мяч и кольцо, мяч, белка, звуковые схемы слов, пирамидка.
Ход занятия.
- Организационный момент
Логопед: Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй отгадать кто это?
Кто в лесном дупле живет?
Кто орешки все грызет?
Кто грибы на ветках сушит?
С кисточками ее уши.
Пушистый теплый хвост, как грелка,
Ну, конечно, это — … (белка).
Логопед: правильно, это Белка. Произнеси слово белка ласково.
Ребенок: белочка.
Белка пришла послушать, как ты произносишь звук Л и поиграть с тобой в разные игры.
- Артикуляционная гимнастика
Логопед: но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «Веселые картинки». Посмотри на них и делай тек же. «Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Качели», «Часики», «Вкусное варенье».
— Молодец. Белочке понравилось.
- Автоматизация звука.
Логопед: давайте поможем Белочке как может гудеть пароход. Песенка звука Л – «Пароход гудит» л-л-л-л…(губы в «улыбке», язычок смотрит вверх и упирается в верхние зубки.
Логопед: Белочка любит петь песенка. И хочет, чтобы ты тоже спела для нее. А поможет тебе пирамидка (ребенок произносит слог на каждое кольцо).
Ла-ла-ла-ла ала-ала-ала-ала
Лу-лу-лу-лу улу-улу-улу-улу
Лы-лы-лы-лы ылы-ылы-ылы-ылы
Ло-ло-ло-ло оло-оло-оло-оло
- Автоматизация звука Л в словах
Логопед: Белочка принесла картинки. Назови картинки, в названии которых есть звук Л. Игра «Чудесный мешочек». Молодец.
Логопед: следующая игра «Скажи наоборот». Я буду говорить, какими они бывают, а ты должна сказать наоборот. Например: молоко бывает теплым, а бывает холодным.
Волк бывает сытый, а бывает …(голодный).
Лошадь бывает черная, а бывает …(белая).
Бокал бывает пустой, а бывает … (полный).
Волосы бывают темные, а бывают … (светлые).
Человек бывает пожилой, а бывает… (молодой). Молодец
Логопед: ты хорошо умеешь считать. Давай посчитаем картинки, при этом ты будешь отчетливо произносить звук Л. Игра «Посчитай» (согласование числительных с существительными) – яблоки, пчелы.
- Пальчиковая гимнастика с Су-Джок шариком и кольцом.
Логопед: Ты хорошо справилась с задание давай поиграем с Су-Джок шариком и кольцом.
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке
Продает она орешки (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец),
Лисичке-сестричке (надеваем кольцо на указательный палец),
Воробью, синичке (надеваем кольцо на средний палец),
Мишке толстопятому (надеваем на безымянный палец),
Заиньке усатому (надеваем кольцо на мизинец). Другую руку так же.
- Игра «Один – много» (с мячом) – измени слово, помни о звуке л в конце слова. Например: стулья – стул.
Столы – стол,
Уколы – укол,
Полы – пол,
Залы – зал,
Пеналы – пенал,
Голы – гол,
Бокалы – бокал,
Дятлы – дятел.
- Автоматизация звука л в предложениях.
Белочка хочет посмотреть, как ты можешь составлять предложения. Игра «Исправь ошибку». Я буду делать ошибки, а ты внимательно слушай и исправь ошибки.
Пол упал на бокал – Бокал упал на пол.
Стул сел на Михаила. — …
Овал нарисовал Павла. — …
Футбол играл в Данила. — ….
Стол положил пенал на Павла. — …
Одежда повесила Михаила на стул. — …. Молодец!
- Игра «Где спрятался звук» — посмотри на картинки и определи место звука в словах: в начале, в середине, в конце слова. А поможет тебе «Звуковой домик».
Молодец!
- Итог занятия.
-Чики – чики – чики – чок.
Стал послушным язычок!
Логопед: наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с белочкой. Ты молодец, справилась со всеми заданиями. Твой язычок правильно проговаривал звук Л. Какая игра тебе больше всего понравилась?
Воронина Ирина Ивановна
учитель-логопед
г. Брянск