Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках
Аннотация: конспект индивидуального логопедического занятия с дошкольником старшей логопедической группы на тему «Автоматизации звука [Р] в словах, в предложениях, в чистоговорках».
Форма работы: индивидуальная.
Этап работы: автоматизация звука «Р» в словах, в предложениях, в чистоговорках.
Цель: формировать умение произносить звук «Р» в словах.
Задачи:
- упражнять в правильном произнесении звука «Р»;
- формировать умение правильно произносить звук «Р» на материале слов;
- развитие фонематического восприятия;
- уточнение и расширение словаря;
- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- продолжать учить составлять предложения по опорным картинкам.
Оборудование: зеркало, игрушка (львенок), предметные картинки (ракета, радуга, стол, рак, расческа, ручка, пирамидка, лампа, кенгуру, роза, кукуруза, корона, кукла, баран, книга, карандаш, робот, шапка, пантера, ромашка)
Ход логопедического занятия
- Организационный момент:
Приветствие ребенка. Представление гостя (львенок).
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел в гости? Кто это? (ребенок отвечает: лев). Правильно, а покажи, как лев умеет рычать (ребенок показывает, как рычит лев). Логопед предлагает ребенку показать артикуляционные упражнения для львенка.
- Основной этап:
Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, нужно размять и подготовить язык.
Артикуляционная гимнастика:
«Грибок» — 5 сек.
«Маляр» — 5 раз.
«Лошадка» — 5 раз.
«Мотор» — 5-7 раз.
«Дятел» — 5-7 раз.
Логопед: Молодец! Ты хорошо умеешь выполнять эти упражнения. Посмотри, львенок приготовил для тебя интересные картинки. (логопед показывает стимульный материал)
- Упражнение «Назови картинки».
Лев придумал и нарисовал предметы, в названиях которых есть звук «Р». Какие же предметы он нарисовал? Назови их.
Назови и раскрась только те предметы, названия которых начинаются на звук «Р».
Картинки: ракета, радуга, рак, расческа, ручка, пирамидка, кенгуру, роза, кукуруза, корона, баран, карандаш, робот, пантера, ромашка.
- Игра «Хлопни в ладоши»
Логопед: Львенок предлагает тебе следующую игру, ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь звук «Р»
Корзинка слов: руки, рама, козы, розы, рыба, коса, тучка, ручка, лук, дом, рак, мак.
- Игра: «Волшебный мешочек»
Логопед: Посмотри, что еще с собой принес львенок. Это волшебный мешочек. Давай посмотрим, что в нем находится. (ребенок достает с мешочка карточку с изображением). Что нарисовано на этой карточке? (ребенок отвечает) А в этом слове есть звук «Р»? (ребенок отвечает) Вытягивай следующую карточку. Что на ней изображено? (ребенок отвечает) А в этом слове есть звук «Р»? Давай, сюда мы будем класть карточки, в изображениях, которых есть звук «р», а сюда – где нету звука «р».
Картинки: кукла, баран, книга, пирамидка, шапка, робот, ракета.
- Игра «Большой –маленький».
Логопед: преврати названия слов в маленькие слова.
Баран – баранчик, дорога – дорожка, пирог – пирожок, воробей –воробушек, корова – коровка.
- Игра «Повтори»
Логопед: У львенка для тебя есть письмо. Наш гость просит тебя повторить за ним чистоговорки.
Ра-ра-ра, вот собачья конура.
Ро-ро-ро, воробьиное перо.
Ру-ру-ру, кукурузу соберу.
Ры-ры-ры, разноцветные шары.
- Упражнение «Придумай предложения»
Логопед: Наш гость просит посмотреть тебя на эти картинки и придумать интересные предложения с ними.
Предметные картинки: Ира – ракушки, ворона – огород, рыба –рыбак, воробей – перо, рубашка – рукав.
- Итог занятия:
Какой звук ты сегодня учился произносить? (Ребенок отвечает).
Ты – молодец, ты хорошо сегодня поработал на занятии.
Прощание с львенком.
Шевцова Лидия Сергеевна
учитель-логопед, МДОБУ детский сад комбинированного вида №125
г. Сочи, Краснодарский край