Речевая карта для детей 5-6 и 6-7 лет (на 2 года)
Документ в формате .docx: скачать
Речевая карта (с пяти лет)
I Анкетные данные:
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Число, месяц, год рождения ______________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________
Возраст на момент обследования:_____ откуда поступил ______________________________
Данные о родителях
Дом. телефон ______________________________________
мать отец
Ф.И.О. __________________________ __________________________________
__________________________________ ________________________________
Дата рождения: ____________________ _________________________________
Место работы: ________________________ ______________________________
Должность: __________________________ _____________________________
Сот. телефон __________________________ ____________________________
Возраст на момент родов:_____________ ________________________________
Двуязычие______________________________________________________________
II Анамнестические данные:
Перинатальный период развития:
От какой беременности ____________ Как протекала беременность:__________________ _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Натальный период развития:
Как протекали роды: _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(в срок или нет, наличие патологий родовой деятельности, использование каких либо родовспоможений)
Масса тела при рождении ________ рост____________
Когда закричал? ____________ по шкале Апгар? _________________
Постнатальный период развития:
Раннее физическое развитие (норма, с задержкой)
Когда ребёнок начал держать головку? ___________________________
( норма к 1,5-2 мес)
Сидеть ? ____________________________________
(норма к 6-ти месяцам)
Ходить? __________ Когда появились первые зубы (в норме в 6-8 мес)___________
Количество зубов к году (в норме 8 зубов)________________________________
Вскармливание: Кормление ребенка грудью: ребенка принесли кормить на _________день:
(сосал активно; кормили сцеженным молоком; не хватало молока; сосал очень лениво; «покусывал грудь»; сосал только через молокоотсос; быстро уставал и засыпал; отсасывал молоко у соска; отказывался брать грудь; требовал бутылочку с соской) _________________________________
При кормлении наблюдались: частые срыгивания; поперхивания; захлебывания; вытекание молока через нос; привычные рвоты _____________________________________________________________
Грудное вскармливание до ________ мес.; смешанное с _______ мес.; искусственное вскармливание с _______ мес.
Перенесённые заболевания:
До года: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
После года: _______________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы ______________________________________________________________
Состояние слуха: норма, снижение слуха ________________________________________
Состояние зрения: N, близорукость, косоглазие, др. __________________________________
Речевой анамнез:
Гуление _____________________( норма в 1,5-2 мес)
Лепет ___________________________________(норма в 4- 5 мес.)
Первые слова _____________________________________(норма к 10 мес- 1 году)
Первые фразы _____________________________________(к 1,2 м-1 г 6 м)
Как быстро наращивал словарь:—————————————————————-
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)____________________________
Краткая псих.характеристика ребёнка:
-внимание______________________________________________________________
N (достаточно устойчивое), низкая концентрация, неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, плохое переключение
-работоспособность______________________________________________
— утомляемость_______________________________________________________
-усидчивость____________________________________________________________
-интерес___________________________________________________________
Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности понимания речи окружающих__________________________________ (не сразу реагирует на вопросы и реплики, требуется повторение просьбы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.).
Адекватность эмоциональных реакций______________________________________________
Реакция ребёнка на речевые затруднения:
— равнодушен (не замечает речевой дефект)___________________________________________
— стесняется______________________________________________________________
— раздражается____________________________________________________________________
Со слов матери :
-аппетит_______________________________________________________
-сон_____________________________________________________________
-особенности поведения дома________________________________________
Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:
Патология речи у родственников:____________________________________________
есть / нет,быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)
______________________________________________________________________________
позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть)
- поддразнивающее
- требовательное
- чрезмерно внимательное
- адекватное
Особенности общения ______________________________________________
- общается с детьми _________________________________________________
своего возраста
старше себя
младше себя
- предпочитает находиться (играть) один _______________________________
Игры и интересы
- какие игрушки любит ______________________________________________
- как использует игрушки ____________________________________________
неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками
использует игрушки по назначению
организует сюжетную игру
- как относится к своим игрушкам_____________________________________
игрушка быстро надоедает
ломает игрушки
проявляет интерес только к новым игрушкам
предпочитает одну, любимую, игрушку
- как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)
Обследование анатомического строения артикуляционного аппарата:
Губы: норма, толстые, малоподвижные, тонкие, короткие, расщелина губы (хейлоскиз), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней) _____________________________________________________________________
Зубы: норма, комплектация: полная, отсутствие, редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные с большими промежутками, мелкие, неровные, частые и лишние зубы, отсутствуют зубы 5 лет 6 лет ____________________________________/__________________________________________________________________________/______________________________________
Челюсти:
Прикус: нормальный, открытый передний, открытый боковой, закрытый передний, глубокий закрытый передний, перекрёстный, прогнатия, прогения ______________ __________________________________________________________________________
Твёрдое нёбо: высокое и узкое (готическое), высокое и глубокое, высокое и широкое, пологое, куполообразное.
Расщелина тв. нёба (сквозная полная, неполная, субмукозная ращелина). ______________
Мягкое нёбо:
Норма, укорочение, провисание, нет или есть расщелина
Увуля: норма, не сформирована, раздвоение маленького язычка ;
Язык: форма и размер: обычный, массивный большой толстый, узенький тоненький маленький, длинный, короткий,_____________________________________________ __________________________________________________________________________
Кончик языка: истончённый, широкий, раздвоенный __________________________________________________________________________
Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, утолщена, спайка с тканями подъязычной области __________________________________/________________________________________
Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении ___________________________________/_______________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функций
6 лет
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует _____________________________________
____________________________/____________________________________________________
Ротовой выдох: сформирован, не сформирован ______________________/_________________
Объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5 лет на 2—3 слова________________
для детей 6—7 лет на 3—5 слов на выдохе___________________________________________
Речь: назализованная, с незначительной назализацией, смазанная, разборчивая, неразборчивая, разборчивость снижена, выразительная
5 лет___________________________\______________________________________
6 лет___________________________\________________________________________
сила голоса (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)
5 лет___________________________\______________________________________
6 лет___________________________\________________________________________
высота (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный)
5 лет_________________________________\________________________________
6 лет______________________________\_____________________________________
тембр (монотонный голос, наличие или отсутствие носового оттенка)
5 лет________________________________\_________________________________
6 лет_________________________________\___________________________________
Особенности темпо-ритмической стороны речи
5 лет 6 лет
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)___________________/___________________
Ритм (нормальный, дисритмия)______________________________/__________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)__________________________
____________________________________/______________________________________
Употребление основных видов интонации (повествовательная, вопросительная, побудительная)________________________/________________________________
____________________________________/______________________________________
Исследование состояния моторной сферы
- Состояние общей моторики (На основании выполненных заданий отмечаются: нарушения переключаемости движений — несвоевременная, задержанная; появление сопутствующих движений; нарушения координации — движения выполнены не одновременно, неточно. Можно указать наличие общей заторможенности движений или двигательного беспокойства)
5 лет__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6 лет___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку)_______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)
5 лет_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений:
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук) ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________
6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой) ___________________________________________
____________________________________________________________________________
Кинетическая основа движений:
5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой) ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Навыки работы с карандашом:
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)_____________ __________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)___ __________________________________________________________________________
Манипуляции с предметами:
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата) _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- Состояние мимической мускулатуры (По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ), точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий— заполняется после проведения тестовых упражнений)
5 лет_________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос) _______________________________________
_____________________________________________________________________________
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)_______
__________________________________________________________________________
- Состояние артикуляционной моторики (По окончании выполнения заданий следует отметить: объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движений нарушен — искажена серия движений или опущены движения);
точность выполнения (сохранна — все движения выполнены в данной последовательности; нарушена — поиски артикуляции или дополнительные движения);
тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц);
темп движений (нормальный — одно движение выполняется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3—5 секунд; ускоренный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение);
синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения появляются дополнительные движения как в артикуляторных, так и в мимических мышцах).
тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка
5 лет___________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________
Движения нижней челюсти:
5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и -закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево)_______________________________________
____________________________________________________________________________
Движения губ:
5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений) _______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы)_________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Движения языка:
5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели» ; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):
5 лет____________________________________________________________________
6 лет___________________________________________________________________
Оценка артикуляционной моторики:
4 – правильное выполнение движений с точным соответствием всех характеристик предъявленному, движения координированы, отсутствие нарушения мышечного тонуса, патологической симптоматики.
3 — замедленное и неточное выполнение, быстрая истощаемость, незначительное нарушение тонуса (гипертонус, гипотония, дистония).
2 — затруднения при выполнении упражнений, время фиксации позы ограничено 1-3 секундами, количество правильно выполненных движений ограничивается 2-3мя, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка.
1 — выполнение с ошибками: длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, замена одного движения другим, грубо выраженные нарушения мышечного тонуса, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, посинение кончика языка, гиперкинезы, девиация), синкинезии.
0 – невыполнение движений.
Оценка сенсомоторного уровня речи:
4 — разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствуют норме.
3 — разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса.
2 — речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса.
1 — разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможно появление гиперкинезов, заикания, отклонение тембра.
0 — речь понятна только близким.
Импрессивная речь:
Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.
Пассивный словарь:
Понимание предметов.
5 лет: Покажи, где стол __________/________Часы_____/_____
Самолёт______/______ ____Дом______/______
6 лет Покажи, где памятник______/________
водопад_____/_____ фонтан______/______ ____сачок______/______
калитка_______/_________клумба______/______ стадион_______/____________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (прямоугольная салфетка, молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)___________________________________________________
Понимание действий: (показать по предложенным картинкам):
5 лет: (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет
6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)_________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)____ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
5 лет (в, на, у, под, за, по)____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под)_котёнок в кресле, у кресла, , на кресле, за креслом, ходит по креслу, сидит под креслом, выглядывает из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, прыгает со шкафа, качается на шторе над креслом_____________________________________
___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко
6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце) _________________
_____________________________________________________________________________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов
(показать по предложенным картинкам):
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)_________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят)___________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)_________________________
______________________________________________________________________________
6 лет (выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает: ____________________________
Дифференциация м.р. и ж.р 5 лет._____________/______________
6 лет _____________/________________
Понимание инструкций разной сложности:.
5 лет______________________________________/___________________________________
6 лет — покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку )_______________________________________
____________________________________________________________________________________
Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)___________________
__________________________________________________________________________
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.) ________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Понимание текста:
5 лет (сказка «Колобок»)____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (сказка «Теремок»)__________________________________________________
_______________________________________/__________________________________________________________________________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков (показать по картинкам):
5 лет
мышка — мишка _______________________________\________________________________
почка — бочка ________________________________\____________________________
катушка — кадушка___________________________\______________________________
корка — горка_________________________________\____________________________
речка — редька______________________________/________________________________
цвет — свет ________________________________/________________________________
челка— щелка_______________________________/________________________________
рейка— лейка_______________________________/________________________________
6 лет
мышка — мошка _______________________________/________________________________
пашня — башня ____________________________/_________________________________
сова — софа_______________________________/__________________________________
крот — грот________________________________/_________________________________
лук — люк_____________________________________________________________________
марка — майка______________________________/_________________________________
ель — гель__________________________________/__________________________________
плач — плащ________________________________/__________________________________
Оценка:
4— задание выполнено без ошибок;
3 — допущено 1-2 ошибки;
2— допущено 3 ошибки
1 — допущено 4 ошибки;
0 — неправильное выполнение 5 и более заданий
Психофизические процессы:
Восприятие
Зрительное — узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении._________________________________________________
__________________________________________________________________________
Цвет — нет представлений, сличает, различает (выделяет по слову),
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)
_______________________________________________________________________________
Форма.
5 лет.
квадрат____________________/_________________ круг______ _____/_____________ прямоугольник_______________/___________________треугольник____________/_________
овал___________/___________ромб_______________\____________________
6 лет
квадрат____________________/_________________ круг______ _____/_____________ прямоугольник_______________/___________________треугольник____________/_________
многоугольник________________/__________________овал___________/___________
Тактильное.. 5, 6 лет — угадывание предмета по контуру и дополнительно: угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам.
5 лет___________________________________/______________________________________
6 лет____________________________________/________________________________
Слуховое — опознание и дифференциация шумов.
5 лет___________________________________/______________________________________
6 лет____________________________________/________________________________
Ритм — восприятие, воспроизведение
с 5 лет
_ _ . . _
_ . . _ _
_ _ . . .
С 6 лет
_ _ . . _ _
. . _ _ _ _
_ . . . _ _
Временные представления: ориентация хорошая, недостаточная, слабая
(5 лет — части суток, времена года, дни недели)
вчера________/___________ сегодня__________/____________завтра_________/___________
части дня: утро_______/________день________/___________вечер_______/________ночь________/____
дни недели ______________/___________ их последовательность___________/________
времена года_________/_____________их последовательность______/______________
(6 лет — части суток, времена года, дни недели, месяцы)
вчера________/___________ сегодня__________/____________завтра_________/___________
части дня: утро_______/________день________/___________вечер_______/________ночь________/____
дни недели ______________/___________ их последовательность___________/________
времена года_________/_____________их последовательность______/_______________
месяцы____________/_______________ их последовательность______/________________
Пространственные представления:
5 лет- Вперёд______/_____назад______/___________ влево_____________/____________
Вправо_______/________вверх______/_______вниз________/________
6 лет- слева внизу______________/______________, справа вверху______________/___________,
слева вверху_______________/_____________, справа внизу_____________/_____________.
Ориентация в собственном теле:
5 лет- показать правую, левую руку, ногу, правый, левый глаз, правое, левое ухо.
показать правую, левую руку, ногу, правый, левый глаз, правое, левое ухо
_______________________________________________________________________________
6 лет и дополнительно: — правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо.
___________________________________________________________________________
Память
Параметры кратковременной памяти: объём и линейность.
Зрительная:_
5 лет—из___ картинок запоминает_____/ из___ картинок запоминает_____/_______
6 лет-из___ картинок запоминает_____/ из___ картинок запоминает_____/_______
Слуховая:
5 лет -из___слов запоминает_____/ из___слов запоминает____________
6 лет -из___слов запоминает_____/ из___слов запоминает____________
Словесно-логическая память – прослушанный текст запоминает и пересказывает
5 лет ____________________________________/______________________________________
6 лет ____________________________________/______________________________________
Мышление:
Конструктивная деятельность Разрезные картинки — самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию
5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)________ ________________________________________________________________________________
6 лет — (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы)
________________________________________________________________________________.
Фигуры из палочек.
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек______________________\________________
6 лет — лодочка» и «лесенка» из семи палочек ____________________\________________
Обобщение
5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, транспорт)
6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)______________________
.___________________/___________________
4 лишний
5 лет_______________/__________________
6 лет _______________/__________________
Причинно-следственные связи
6 лет (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности)______/______.
Делает ошибки:__________/_______
Счет и счетные операции:
5 лет-счёт прямой ______________/_______________
-счёт обратный________________/_______________
-счётные операции____________/______________
6 лет-счёт прямой ______________/_______________
-счёт обратный________________/_______________
-счётные операции____________/______________
Экспрессивная речь:
Характер экспрессивной речи (однословная, фразовая, связная)
5лет___________________________________________________________________________6 лет__________________________________________________________________________
Исследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе диалога:
БЕСЕДА С РЕБЁНКОМ
Как тебя зовут?___________________________________________________________________
Сколько тебе лет?________________________________________________________________
Где ты живёшь?__________________________________________________________________
Как зовут твою маму?_______________________________________________________________
Твоего папу?_____________________________________________________________
Где работает мама? _________________________________________________________________
(папа?)_______________________________________________________________________________
Есть ли у тебя сестра? (брат?)__________________________________________________________
Сколько её (ему) лет ?_________________________________________________________________
Предметный словарь: объяснение значения слов –
5 лет -холодильник_________________________________________/___________________________ пылесос__________________________________________/______________________
6 лет -Мясорубка___________________________________/______________________________
Листопад____________________________________/_______________________________
Показ и название частей предметов:
5 лет
рукав ____________________/________________воротник___________________/______________ кабина машины_____________/_______________руль______________________/________________
кузов_____________/_______________колёса______________________/________________
6 лет
Дерево-листва (ветки)___________/_________ ствол________________/_____________
Корни_______________________/_________________
Крышка_____________/_______________носик_____________________/________________
Донышко_______________________/_________________
Показ и название частей тела человека, животных:
5 лет- Клюв_______________________/______________ Крыло_________________/________
Хвост____________________/_______________ Лапки________________/____________
6 лет — подбородок___________________/____________локоть______________/__________
Ступня__________________/_______________ затылок____________/___________
Существительные со сходным лексическим значением:
5 лет —
сарафан_________ ____________ /_________ ____ носок_______________/______________ варежки__________/___________лампа________/___________
6 лет
чашка___________________/_____________________ шапка_______________/_________ключ_________/_________кофта______________/___________
Классификация ___________/__________/____________/___________
Уровень _обобщений:
5 лет
овощи____________/________ _фрукты _________/______________ обувь________________/________ _мебель___________________ _животные____________/________________
Игрушки_____________/_____________ одежда_________________________ птицы____________________________________Посуда__________/_________
транспорт___________________/______________________
6 лет
овощи___________________/___________________
фрукты ________________/______________ обувь________________/_______________ мебель______________/_______________ дом. животные____________/________________
дик. животные____________/________________ насекомые____________________/____________
Игрушки_____________/_________________ одежда_________________/______________
дом. птицы________________/____________ дикие птицы_________/_____________
Посуда_________________/_________транспорт___________________/_________
продукты питания__________________/________________
ягоды_______________________/__________
Названия детёнышей:
5 лет
у лошади___________________/________________
У овцы__________________________/____________________________
У коровы________________________/_______________________
6 лет
у лошади___________________/________________
У овцы__________________________/____________________________
У коровы________________________/_______________________
Название профессий:
5 лет
врач___________/_______________ учитель____________/_____________ повар____________/____________ художник____________/________ продавец___________/__________ _водитель____________/___________
6 лет
врач_________________/_______________ учитель_________________/_____________ повар__________________/_______________ художник______________/_____________ продавец________________/__________ ______водитель_________________/___________
пожарный___________/___________маляр___________________________/_______________
швея___________/___________
Глагольный словарь: (что делают?)
5 лет
Ребёнок называет действия по предъявленному предмету:
щука___________/_______________ змея____________/_____________ ласточка____________/____________ кузнечик____________/________
6 лет
врач________________/_______________учитель________________/_______________
повар____________________/________________художник_______________/__________ продавец______________/__________________водитель______________/______________
пожарный___________/_______________ маляр_______________________/________________
швея______________/___________
Кто, как голос подаёт?
5 лет
Кошка_______________/____________петух_________________/____________ корова______________/__________ свинья________________/___________
собака______________/____________утка_______________/______________ мышь__________/______________ лягушка______________/______________
6 лет
петух_________________/________________ корова_______________/______________свинья__________________/__________________
собака_______________/_________________утка_______________/__________________ мышь________________/__________________лягушка______________/______________
Курица___________________/_______________ ворона________________/____________
воробей_________________/____________Лошадь_____________/_____________
гусь________________/_______________
Глаголы, обозначающие приём пищи:
6 лет -завтракаем_______________________/_____________________________
-обедаем__________________________/____________________________
-ужинаем______________________/___________________________________
Словарь признаков: прилагательные, обозначающие форму предметов
5 лет мяч__________/_________печенье___________/____________яйцо_________/___________
кирпич__________________/_________ пирамида___________________/__________
6 лет
руль _________/_________окно_____________/____________слива_________/_______
_поднос____________/_______________ знак д/д________________/________________
Прилагательные обозначающие качество предметов:
5лет
сахар_____________/____________вода___________/____________сосулька___________/__________ёж___________/___________платье_________/____ _________шуба__________/______________
6 лет
лимон_____________/____________лампочка___________/____________
сосулька___________/____________колбаса________________/_______________
свитер_____________/_________________ попугай_____________/________
Названия основных цветов: оттеночных цветов:
5 лет
-красный__________/_______ голубой____________/_________________
-жёлтый__________/_________ розовый____________/_________________
-зелёный_________/____________
белый___________/___________ -оранжевый_________/______________
-чёрный___________/____________ -серый_____________/_____________-синий___________/____________
6 лет
-красный__________/_______ голубой____________/_________________
-жёлтый__________/_________ розовый____________/_________________
-зелёный_________/____________ -фиолетовый______________/________
белый___________/___________ -оранжевый_________/______________
-чёрный___________/____________ -серый_____________/_____________-синий___________/____________ -коричневый_____________/____________
Словарь антонимов:
6 лет
высокий____________/___________
толстый___________/_____________узкий___________/______________
здоровый_________/_______________
длинный_____________/_____________добро__________/______________
молодой____________/______________сытый___________/______________
сильный_____________/___________тяжёлый_____________/_______
холодный___________/___________ полный_____________/___________
друг____________/__________
давать______________/____________поднимать_____________/______________
Словарь синонимов:
6 лет
Солдат_______________/_______________
печальный______________ /___________ стукнуть___________/______________
Словарь наречий:
5 лет
Черепаха ползёт как?___________/______________
Самолёт летит как? ___________/_______Летом светит солнце как?________/___________
6 лет
Божья коровка ползёт как?____________________/______________
Заяц бегает как? __________________________/____________________________
Зимой ветер дует как?_______________________/__________________________
Лексика
N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен.
Оценка:.
4 — правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
3 — единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
2 — большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнения вопроса, подсказка).
1 — большинство заданий не выполняется.
0 — невыполнение.
Грамматический строй:
Словоизменение:
Падежные формы существительных:
5 лет
И.п_________/_______Р.п._________/_________Р.п. сотриц.________/______ Д.п. _______/____________В.п.________________/_____________
Т.п._______ ___________/_______________ _П.п._____________/_________________
6 лет
И.п_________/_______Р.п._________/_________Р.п. сотриц.________/______ Д.п. _______/____________В.п.________________/_____________
Т.п._______ ___________/_______________ _П.п._____________/_________________
Употребление сущ в косвенных падежах (предложно-падежные конструкции):
5 лет
Где сидит снегирь? (На дереве) ___________________________________________________
Где стоит машина? (В гараже)____________________________________________________
У кого кукла? (У девочки) _______________________________________________________
Где стоит коза? (За забором) ____________________________________________________
6 лет
Где лежит мяч? (под столом)_______________________/_____________________
Где летает бабочка? (над цветком)_________________________/____________________________
Откуда вылетает птичка? (из клетки)_______________________/___________________________
Откуда прыгает котёнок? (с кресла)_________________________/___________________________
Образование мн.ч. существительных:
5 лет
Дом— дома _____________________________/______________________________________
Воробей______________________________/_______________________________________
Стол___________________________________/_____________________________________ Стул___________________________________________________________________________
Кольцо _________________________________/___________________________________
6 лет
окно__________________/_____________пень____________________/____________ лист___________________/____________ухо________________/___________
лев_______________/__________дерево_______________/_________________
Образование форм Р.п.. существительных во мн.ч:
5 лет
Шаров ______________________________________/__________________________________
Ключей______________________________________/______________________________ Берез_______________________________________/______________________________ Ложек______________________________________/_________________________________ Окон_______________________________________/_______________________________
6 лет
вёдра______________/_____________карандаши____________/_________________________
листья______________/_______________книги_____________/______________________
вилки_____________/________________
Согласование:
Согласование существительных разного рода:
5 лет
Оранжевый апельсин _______________________________/__________________________
Голубая бабочка ___________________________________/_____________________________
Белое блюдце_____________________________________/___________________________
6 лет
Фиолетовый колокольчик________________________________/___________________________
серая ворона_______________________________________/______________________________
розовое платье__________________________________/________________________________
Согласование существительных с числительными:
5 лет
Два мяча ____________________________________/______________________________
Пять мячей__________________________________/________________________________
Две розы ___________________________________/________________________________
Пять роз____________________________________/_________________________________
Два окна ____________________________________/_________________________________
Пять окон ___________________________________/__________________________________
6 лет
пень воробей
2_____________________/_____________________________________/_______________________
5______________________/_________________________________/_________________________
яблоко ведро
2__________________/_______________________________________________/____________________
5_____________/_________________________________/_________________________
Словообразование. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
5 лет
Забор — заборчик______________________________/_____________________________
Носок — носочек ____________________________/_________________________________
Лента — ленточка ____________________________/________________________________
Окно — окошечко____________________________/__________________________________
6 лет
глаз (глазик)________________/_____________________ палец______________/____________карандаш (карандашик)____________/______________
крыльцо_____________/_______________ ухо(ушко)____________/______________
рука (ручка)__________________/_______ чайник (чайничек)________________/__________
нога (ножка____________/_____________изба (избушка)______________/___________
стол (столик)___________/____________стул (стульчик)_____________/_______________
Образование названий детёнышей:
5 лет
У зайчихи __________________________________\_________________________________
У волчицы _________________________________\___________________________________
У белки ___________________________________\____________________________________
У козы ___________________________________\_________________________________
6 лет
у кошки_________________________/_____________
у белки_______________/______________ у козы___________________/_________________
у львицы________________________/_________________________
у волчицы__________________/______________у медведицы____________/__________
у слонихи_________________/_____________у барсучихи________________/___________________
Образование прилагательных от существительных:
6 лет
Воротник из меха____________________/______________________
Аквариум из стекла_________________________/______________________
Стол из дерева__________________________/_______________________
Шляпа из соломы_____________________/________________________________
сок из яблок_____________________/________________________________
Варенье из персиков_____________________/________________________
Сапоги из резины_____________________/_______________________________
Запеканка из творога____________________/_________________________
Забор из кирпича___________________________/____________________
Образование притяжательных прилагательных:
6 лет
Берлога медведя, чья?_________________________/____________________________
Хвост лисы, чей?_____________________________/___________________________
Хвост лошади, чей?_____________________________/____________________________
петуха, чей?__________________________/______________________________
очки бабушки чьи?_____________________________/___________________________
усы кошки чьи?_____________________________/____________________________
хвост зайца, чей?__________________________/______________________________
рога коровы, чьи?_________________________/________________________
Образование приставочных глаголов:
6 лет
машина заехала_______/________выехала________/___________ съехала__________________/____________подъехала______________/____________ переехала_______________/_____________объехала___________/_________________
Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):
6 лет
Девочка строит домик. _________________________________________________________
Девочка построила домик. _______________________________________________________
Мальчик красит самолет. __________________________________________________
Мальчик покрасил самолет. ______________________________________________________
Грамматический строй речи
N (сформирован), сформирован недостаточно, не сформирован.
Оценка
4 — правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
3 — единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
2 — большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнения вопроса, подсказка).
1 — большинство заданий не выполняются или большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после оказания помощи
0 — невыполнение.
Состояние связной речи:
Навыки составления предложений:
5 лет
Составить предложение:____________________________________________
Вставить пропущенное слово:_________________________________________
Закончить предложение:____________________________________________
Исправить ошибку:________________________________________________
Составить предложение по картинке:_______________________________________-
6 лет
Составить предложение:____________________________________________
Вставить пропущенное слово:_________________________________________
Закончить предложение:____________________________________________
Исправить ошибку:________________________________________________
Составить предложение по картинке:_______________________________________-
Оценка составления предложений.
4 — все предложения составлены самостоятельно и верно, грамматически правильно и полно оформлены.
3- допускаются единичные ошибки в построении предложений, наличие самокоррекции
2 — допускаются ошибки в построении предложений, иногда требуется помощь в виде уточняющих вопросов.
1 — предложения подменяются перечислением предметов и действий, представленных на картинках.
0 – не составляет предложения
Составление рассказа по сюжетной картине
5 лет______________________________________/_______________________________________
6 лет _______________________________________/______________________________________
Составление рассказа по серии сюжетных картин_____________________/_________________
6-7 лет________________________________________\___________________________________
Оценка
4- самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
3 — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов.
2- раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.
1 — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов.
0 — рассказ недоступен.
Пересказ текста из нескольких предложений:
5 лет
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
5 лет_________________________________\___________________________________________
6 лет_________________________________/_______________________________
Оценка пересказа:
4 — пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.
3 — пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания.
2 — пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.
1 — пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.
0 — пересказ даже по вопросам недоступен
5лет
Рассказ описание_________________________________/_____________________________
рассказ по представлению______________________/________________________________
6 лет
Рассказ описание_________________________________/_____________________________
рассказ по представлению______________________/________________________________
Исследование фонетической стороны речи:
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
(изолированно, в словах, в предложениях)
5 лет
А____/____У_____/_____О_______/______Ы__________/_________
С____/_____Сь_____/_____З____/_____Зь____/_____Ц____/____Ч____/______Щ_____/_____Ш_____/______Ж______/_______Л_____/______Ль____/_______Р_______/_______
Рь_______/_______
ЙОТ___/_____Г_____/_____Гь___/_____К____/_____Кь____/______Б___/_____Бь____/___П_____/____Пь____/_____Д_____/_____Дь_____/_____Т____/____Ть______/_______
Н_______/______Нь______/_______М_____/__ _Мь_____/_____
6 лет
А____/____У_____/_____О_______/______Ы__________/_________
С____/_____Сь_____/_____З____/_____Зь____/_____Ц____/____Ч____/______Щ_____/_____Ш_____/______Ж______/_______Л_____/______Ль____/_______Р_______/_______
Рь_______/_______
ЙОТ___/_____Г_____/_____Гь___/_____К____/_____Кь____/______Б___/_____Бь____/___П_____/____Пь____/_____Д_____/_____Дь_____/_____Т____/____Ть______/_______
Н_______/______Нь______/_______М_____/__ _Мь_____/_____
Звукопроизношение
N (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).
Оценка
4 — безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.
3 — один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы).
2 — нарушено произношение трех-пяти звуков.
1 — в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять звуков.
0 — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков.
Обследование сформированности слоговой структуры слов
(повторить за логопедом с опорой на наглядность):
5 лет
Самолет_______________________________________________________________________
Скворец_______________________________________________________________________
Фотограф__________________________________________________________________
Микстура______________________________________________________________________
Парашютист _______________________________________________________________
Погремушка ________________________________________________________________
Сестренка развешивает простыни.________________________________________________
В универсаме продают продукты.________________________________________________
6 лет
Тротуар ____________________________________________________________________
Градусник_________________________________________________________________
Кораблекрушение_______________________________________________________________ Регулировщик__________________________________________________________________
Ласточка свила гнёздышко для своих птенчиков._____________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
6 лет в трудных словах (назови по картинкам):
аквалангист______________/____________фотоаппарат__________________/_______________
Экскаватор______________________/____________________ магнитофон______________/_______________сковорода___________/______
Слоговая структура слова
N (не нарушена), негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена.
Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципатии (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).
Оценка
4 — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.
3 — воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки.
2 — замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
1 — искажение слоговой структуры слов.
0 – во всех случаях допускает грубые искажения слоговой структуры слов.
Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза
Инструкция: «Давай поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить разные слоги, а ты за мной повторяй». Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.
5 лет
ба-па-ба_________/_______ па-ба-па __________/_______ да-та-да __________/_________
га-ка-га__________/_______ ка-га-ка __________/_______ за-са-за __________/_________
та-да-та _______/_______ та-тя-та __________/__________ ша-жа-ша__________/_______
са-за-са _______/_______ та-тя-та __________/___________ жа-ша-жа__________/_______
6 лет
са-ша-са _________/__________ ша-са-ша _________/__________ са-ца-са_________/__________
ча-тя-ча _________/__________ тя-ча-тя _________/__________ ща-ча-ща_________/__________
ца-са-ца_________/__________
ча-ща-ча_________/__________
Оценка:
4 — воспроизводит слоги без ошибок;
3 — неправильно воспроизводит 1 столбик слогов;
2- неправильно воспроизводит 2 столбика слогов;
1 — неправильно воспроизводит 3 столбика слогов;
0 баллов — неправильно воспроизводит все слоги.
Выделение начального ударного из слов:
5 лет
Астра ______________________ арка _____________________________
Осень ______________________ озеро ____________________________
Улей ______________________ уши______________________________
Иглы ______________________ искра____________________________
Называние слов на заданный звук:
5 лет_______________ _____________________/_____________________________________________
_______________ _____________________/_____________________________________________
6 лет ____________________________________/______________________________________________
_______________ _____________________/_____________________________________________
Оценка:
4 — подобрал 4 слова;
3 — подобрал 3 слова;
2 — подобрал 2 слова;
1 — подобрал 1 слово;
0 — не смог подобрать или назвал слова, в которых нет требуемого звука.
Выделение конечного согласного из слов:
6 лет
Кот ___________/____________ сом ________________/_______________
Сук__________/_____________ лимон _____________/________________
Грач___________/_____________ малыш_________________/_______________
Сироп___________/_____________ лещ________________/_______________
Выделение начального согласного из слов:
6 лет
Лак ___________/___________ воробей_______________/_______________
Кошка _____________/___________ трава _________________/_____________
Дым _____________/___________ булка ___________________/____________
Щука ___________/_____________ чашка _______________/_____________
Определение начального ударного из слов, последнего согласного звука и первого согласного
звука в слове
Оценка:
4 — все задания серии выполнены правильно;
3 — неправильно выполнено 1-2 задания;
2— неправильно выполнено 3 задания;
1— неправильно выполнены 4 задания;
0 — неправильно выполнены 5 и более заданий
Определение последовательности и количества звуков в слове:
6 лет
Мак ___________/____________ каша______________/____________
Суп ____________/___________ рыба _____________/____________
Оценка:
4— сделан правильный анализ всех слов;
3 — сделан правильный анализ 3 слов;
2 балла — сделан правильный анализ 2 слов;
1 балл — сделан правильный анализ 1 слова;
0 баллов — анализ слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.
Составление слова из звуков, данных в нормальной последовательности
6 лет
Сад ___________/____________ Рука______________/____________
Дом ____________/___________ Почка _____________/____________
Оценка:
4— составлены правильно все слова;
3 — составлены правильно 3 слова;
2 балла — составлены правильно 2 слова;
1 балл — составлено правильно 1 слово;
0 баллов —не составляет или выполняет все задания с ошибками.
Определение количества слогов в слове (раздели слово на слоги, скажи,
сколько слогов в слове):
6 лет
СЛОН_______________________________/_____________________________
АБРИКОС_____________________________/_____________________________
ДОМА______________________________/___________________________
ЧЕРЕПАХА_______________________/____________________________
Языковый анализ и синтез
N (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы.
Оценка
4- все задания выполнены верно с первой попытки.
3 — допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
2 — задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
1 — большая часть заданий недоступна.
0- неверные ответы, отказ от выполнения.
Логопедическое заключение:_________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Сокольникова Юлия Геннадьевна
Учитель-логопед, МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая рыбка»
Республика Бурятия, посёлок Усть-Баргузин