Звуки [Р], [Р’]. Буква Р на материале лексической темы «Мой родной город». В ракурсе рассмотрения теоретического вопроса «Нейропсихологический подход к профилактике семантической дислексии в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Конспект занятия.
Конспект открытого логопедического интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
Цель: дифференциация звуков Р – РЬ в слогах, словах, предложениях. Совершенствование навыков грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формировать буквенный гнозис. Знакомство с буквой Р.
- Совершенствовать умение образовывать от существительных качественные, относительные, притяжательные прилагательные суффиксальным способом.
- Совершенствовать навык образования приставочных глаголов.
- Обогащать, словарь антонимическими парами имен существительных.
- Совершенствовать умение составлять последовательный целостный, содержательный рассказ, используя сложные предложные конструкции и простые полные распространенные предложения.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Совершенствовать фонематическое восприятие, фонематический синтез.
- Совершенствовать навык звуко-буквенного, слогового синтеза слов.
- Совершенствовать навык осмысленного чтения слов, словосочетаний.
- Профилактика оптической, семантической видов дислексии.
- Автоматизировать звуки Р, Р’в самостоятельной речи.
- Развивать память и внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать оптико-пространственную, сомато-пространственную ориентацию.
- Развивать воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, патриотизма.
- Формировать навык совместной работы.
Оборудование:
Технические средства:
Проектор, ноутбук.
Демонстрационный материал: макет «Бухты Севастополя», макет «Корабль» (флажковый семафор), стол для песочной терапии, кварцевый песок, макеты (памятник Екатерине II, Панорама, Туманный колокол, морской конек), магнитная доска, ведра для кормления рыб на магнитах.
Раздаточный материал: карточки-схемы составления констатирующего рассказа, флажки, звуковые карты-схемы, лазерные указки, карандаши, изображения рыб Черного моря на магнитах.
I Вводная часть
Вход. Приветствие. Сообщение темы «Путешествие по городу»
II часть
- Ребус «Севастополь». Слоговой синтез из изученных ранее букв.
Загадка о городе. (В переводе с греческого название этого города означает достойный поклонения, героический город).
Логопед: Чтобы узнать по какому городу мы будем путешествовать, нужно разгадать ребус.
Дети по частям разгадывают ребус, из слогов-корабликов дети выкладывают слово Севастополь.
- Изографы «Корабль».
Логопед: На чем отправимся в путь?
Дети: Мы отправимся в путь на корабле.
Логопед: Почему я выбрала водный транспорт?
Дети: Наш город омывает море.
- Речедвигательная игра «Вот оно какое море». Развитие общей, мелкой моторики, просодики. Формирование позитивного рабочего настроя.
Вот оно какое море! Стоя в кругу, дети вытягивают руки вперед.
Разноцветно-голубое Вращательные движения предплечьями.
Волнами шумящее, Волнообразные движения руками перед собой.
Чайками кричащее, Имитируют полет птицы.
Чистое, соленое, Соединяют большие пальцы рук с остальными
Теплое, рифленое. Пальцами поочередно.
С небом обнимается, Обнимают себя за плечи.
Солнцу улыбается. Поднимают руки вверх.
Логопед: Побережье насчитываем множество бухт, более тридцати. Давайте вспомним названия некоторых из них.
- Игра – пазл «Бухты Севастополя».
Дети берут части пазла с изображением предметной картинки, образуют прилагательные, находят место части пазла на общем макете.
— Север — Северная;
— Курица — Куриная (Инженерная);
— Граф — Графская;
— Корабль — Корабельная;
— Артиллерия — Артиллерийская;
— Стрелец — Стрелецкая;
— Круг – Круглая
— Херсонес – Херсонесская.
Логопед: Ребята, какие общие согласные звонкие звуки в названиях бухт?
Дети: Общие звуки в этих словах Р,Р’.
Логопед: Сегодня мы будем уделять особое внимание этим звукам.
Начнем мы наше путешествие с самой интересной, необыкновенной бухты Севастополя. Как вы думаете, о какой бухте я говорю?
Дети: Вы говорите о Балаклавской бухте.
Логопед: Чем же она интересна?
- Констатирующий рассказ о Балаклавской бухте.
Дети составляют рассказ, опираясь на предметные картинки, объединяя свои высказывания общей темой : Балаклавская бухта – неповторима.
I ребенок: Балаклавская бухта интересна своим расположением. Она расположен
а так, что ее не видно с моря.
II ребенок: В давние времена пираты прятали свои корабли и сокровища от непогоды в Балаклавской бухте.
III ребенок: В наше время в бухте находится секретная подземная база подводных лодок.
IV ребенок: В переводе с турецкого слово Балаклава означает «рыбье гнездо».
- Игра «Покормите рыбок»
Логопед: В «Рыбьем гнезде» очень много рыбок, так и хочется с ними поиграть и покормить их. Логопед предлагает покормить рыб.
Дети дифференцируют звуки Р, Р’, расставляя картинки с изображением черноморских рыб (карась, ставрида, катран, скумбрия, сарган, дракон, ерш, черт) возле зеленого и синего ведер соответственно. Работа с магнитной доской. Дети комментируют свои действия.
- Игра «Рыбки потерялись».
Логопед: Ребята, рыбки так с нами разыгрались, что потерялись. Давайте поможем им найти свои «гнездышки».
Звуко-слоговой синтез четырех слов (катран, дракон, сарган, ставрида). Работа с одним словом происходит коллективно, к трем предметным картинкам дети подбирают звуковые схемы самостоятельно, на местах.
- Динамическая пауза «Флажковый семафор».
Логопед : Ребята, с соседних кораблей пришло сообщение, давайте его прочтем и передадим другим кораблям.
Дети флажками повторяют движения моряков на фотографии, определяют буквы соответственно движениям, читают слово РИФЫ.
- Игра «Фарватер».
Логопед: Нужно быть аккуратнее в пути. Лазерными указками удалите неправильно написанные буквы.
Дети указывают на неправильно написанные буквы на экране, они исчезают. Ориентиром служат правильно написанные буквы Р. - Игра «Полсловечка в тумане»
Логопед: Продолжаем наше путешествие. Опустился туман. Куда же мы направляемся?
Дети слышат звук КОЛОКОЛА. Чтение деформированных слов ГРЕКИ, ВЛАДИМИР, СОБОР.
Логопед: Вы догадались, где мы?
Дети: Мы в Херсонесе.
11. Формирование предложений с опорой на ключевое слово.
Логопед: Каждый придумайте предложение со своим словом (Греки, Владимир, собор, Туманный колокол) о Херсонесе.
I ребенок: Херсонес – древнегреческий город.
I ребенок: Князь Владимир принял крещение в Херсонесе.
III ребенок: На месте крещения Князя Владимира был построен Владимирский собор.
IV ребенок: На территории Херсонеса находится туманный колокол.
12. Игра «Маршрут движения»
Логопед: Рассеялся туман, мы благополучно прибыли в центр города. Дальше мы будем путешествовать пешком. А куда мы направляемся подскажет волшебная стрелка.
Дети называют приставочные глаголы (с корабля сходим, по Графской пристани проходим, памятник Нахимову обходим, дорогу по пешеходному переходу переходим, вдоль по улице Ленина проходим, к памятнику Екатерине II подходим). Дети определяют конечный пункт движения по силуэту памятника Екатерине II.
13. Игра « Наоборот» Составление антонимических пар.
Логопед: Еще Екатерину II называют Великой. Как вы считаете так можно сказать о человеке, который сделал много плохого или хорошего для людей? Давайте вспомним положительные качества личности не только присущие Екатерине Великой, но и другим хорошим людям. Я буду называть отрицательные качества, а вы – наоборот.
Злость – доброта,
глупость – мудрость,
скупость – щедрость,
лень – трудолюбие,
трусость – храбрость.
14. Игра «Письмо рекрута».
Логопед: Возле памятника Екатерине II я нашла письмо, оно поможет узнать, куда мы идем дальше.
Дети на местах по схеме читают словосочетание Музей Панорама.
Дети: Это музей Панорама обороны Севастополя 1854 – 1855 годов.
Логопед: Войдя в Панораму, мы перенесемся из центра города, где стоит этот музей, в Нахимовский район, на Малахов курган.
15. Город на песке.
Логопед: Ребята, давайте вспомним какие достопримечательности нашего города мы сегодня посетили, выставим их модели.
I ребенок: Мы начали путешествие с Балаклавской бухты (ребенок выставляет символическое изображение «рыбьего гнезда»- морского конька).
II ребенок: Мы видели Херсонес ( ребенок находит место Туманного колокола).
III ребенок: посмотрим на карту города и найдем верную схему.
Дети подходят к карте города, смоделированной из кварцевого песка на столе для песочной терапии; выставляют модели достопримечательностей, которые мы посетили во время путешествия,15. анализируют расположение достопримечательностей, береговую линию. Дети выбирают из четырех предложенных схем одну верную.
Дети: Правильная схема расположена в левом верхнем углу.
III часть
Итог.
Логопед: Наш город может гордиться своими юными севастопольцами!!!
Что вам особенно понравилось, что вызвало трудности?
Наше путешествие подошло к концу, и вас ждет сюрприз.
На память о нашем путешествии, я вам дарю вот такую прекрасную морскую ракушку, а в ней — сладости и игрушки для всех вас.
Матушкина Людмила Викторовна
Учитель-логопед ГБДОУ г. Севастополя
«Детский сад № 124»