Деловая игра «Грамматический марафон» — эффективная форма взаимодействия с педагогами

Одной из эффективных форм взаимодействия педагогов в дошкольном учреждении является деловая игра, где теоретические знания переплетаются с  практическими умениями воспитателей.

Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной педагогической ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Раскрыть этапы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
  2. Организовать профессиональный диалог между участниками деловой игры по вопросу формирования грамматических навыков.

Цель: стимулировать познавательную активность педагогов по вопросу развития грамматического строя речи у дошкольников.

Развитие грамматического строя в онтогенезе описано многими авторами: А. Н. Гвоздевым, Т. Н. Ушаковой, Д. Б. Элькониным и др. Ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно и закрепляет и грамматические формы слов.

 

Деловая игра включает 3 этапа.

I этап — формирование основ предложений. Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Формирование фразы у ребенка происходит постепенно. Исходным пунктом является слово-предложение (1,3 – 1,8 г.). Первый шаг в развитии предложения состоит в объединении в одном предложении двух слов. В 2 – 2,6 года у ребенка появляются в речи простые нераспространенные предложения. В 3 года начинается развитие распространенного предложения. В 3-4 года — сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В 4-5 лет — предложения с однородными членами.

Виды предложений:

  • Нераспространенные предложения: а) Мальчик сидит. Девочка сидит. Кошка сидит. б) Девочка играет. Девочка гуляет. Девочка спит.
  • Простые распространенные предложения: Маша ест суп. Петя ест суп.
  • Предложения из 4 слов с одним определением: Катя пьет яблочный сок.
  • Сложносочиненные предложения с союзом А: Лена лепит шарик, а Дима рисует дом.
  • Сложноподчиненные предложения: Пешеходы стали переходить дорогу, потому что загорелся зеленый сок.

Для развития слухового восприятия и слуховой памяти проводится работа с деформированными предложениями. Деформированное предложение — это употребление слов в начальной форме, именительном падеже, либо неправильный порядок слов. Например: Листья сидели на улитках. Снег, зима, падает, пушистый.

 

Практические задания по формированию предложений:

  1. «Деформированные пословицы».

Восстановить пословицы из отдельных слов. Например: Ласковым словом и камень растопишь.

  1. Дидактическая игра «Для чего и почему?»

Для чего чайнику носик?

Почему нельзя прыгать на кровати?

Если во время еды разговаривать, то…

Если к обеду не раздать ложки, то…

  1. Дидактическая игра «Исправь ошибку». Например: Засветило солнышко, потому что стало тепло.

 

II этап – Развитие навыков словообразования. Словообразование —  это образование новых слов от других имеющихся в языке слов.

Первый способ образования новых слов — с помощью приставок. Этот способ наиболее характерен для глаголов. При помощи добавления различных приставок можно очень существенно изменять смысловые значения глаголов.

Практические задания для педагогов.

  1. Выбрать слово, с помощью приставок придумать как можно больше новых глаголов. (Писать, лить, резать, говорить, летать)
  2. Вставить в стихотворный текст пропущенные приставки. Например:

Через дорогу всегда (пере)ходим,

Вдоль коридора спокойно (про)ходим.

Лужу большую кругом мы (об)ходим.

В гости к друзьям ненадолго (за)ходим.

Второй способ образования слов – с помощью суффиксов.

Огромное количество слов в современном русском языке образуется при помощи суффиксов. В дошкольном возрасте каждый ребенок должен понимать смысловое значение суффиксов и научиться употреблять их правильно в своей речи, т.к. большая часть изучаемых в школе грамматических правил посвящена правописанию суффиксов. Рассмотрим наиболее распространенные суффиксы:

— со значением уменьшительности и увеличительности (носик – носище);

— для обозначения названий детенышей животных (ягненок, телята);

-для обозначения профессий (горняк, строитель, учитель) или характерологических особенностей людей (дикарка, добряк, фантазер);

— для обозначения лиц женского пола (художница, проводница).

 

Практические задания для педагогов.

  1. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Например:

Есть моряки и …..морячки,

Есть рыбаки и ……рыбачки,

Бывают радисты,….. радистки,

Бывают связисты, …..связистки.

  1. Дидактическая игра «Гномики-великаны». Например: нос-носик-носище.

Третий способ образования новых слов – путем словосложения. В русском языке имеется огромное множество сложных слов, их число постоянно растет. Это связано с появлением в нашей жизни новых предметов и технологий. Сложные слова образуются из двух или трех слов (например, бензоколонка, электрогазосварка). В старшем  дошкольном возрасте детей знакомят со сложными словами и способом их  образования.

 

Практические задания.

  1. Словесные ребусы. С помощью картинок отгадать задуманное сложное слово. Например: электричество + мясо + рубить = электромясорубка.
  2. «Придумай сложное слово». Составить сложные слова, используя одинаковую часть. Например: сам – самолет, самосвал, самовар.

III этап — Развитие навыков словоизменения. Словоизменение – это изменение слова в числе, роде, падеже. Работа над развитием навыков словоизменения связана с многочисленными ошибками, которые дети допускают в своей речи. Наиболее часто встречаемые ошибки – это неправильное употребление окончаний существительных множественного числа, использование родительного падежа (разные окончания), предложного падежа (т.к. он употребляется с предлогами).

При словоизменении в отличие от словообразования основное значение слова не изменяется, изменяются только его грамматические формы.

 

Практические задания:

Сформулировать цель игры:

  1. Дидактическая игра «Лови, бросай, слово называй». Например: красный… шар, зеленая… трава, белые… снежинки.
  2. Дидактическая игра «Угостим друзей». Например: Собаку угостим… косточкой.
  3. Дидактическая игра «Веселый счет». Например: одна пчела, две пчелы… пять пчел.

Важным моментом в развитии грамматических навыков является обучение дошкольников умению подбирать однокоренные слова.

 

Практические задания:

  1. Являются ли однокоренными пары слов.

Гора – горный, лиса – леса, осина – осиновый, лень – ленивый, горе – гористый, белка – белить, лось – лоскут, лист – лис, лис – лисенок, пес – песок, горный – горка, снег – снегирь, городок – гора.

  1. 2. Прочитайте и назовите слово, которое не является родственным.

Червяк, черный, червь, червивый.

Сад, посадить, сорняк, садовник.

Лето, лететь, летний, летом.

Сыр, сырный, сырость, сырок.

       Итог. Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. К концу дошкольного возраста ребенок в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые редкие закономерности, а также твердое и безошибочное использование множества единичных  явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. «И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления.» А.Н.Гвоздев

Если ребенок в дошкольном возрасте овладеет навыком правильного употребления в речи грамматических  форм, то он будет достаточно подготовлен к изучению тех грамматических правил, с которыми встретится в школе. Если уделить достаточное внимание этому вопросу, то результат работы покажет, насколько эффективна и поистине бесценна оказанная ребенку помощь в овладении грамматическими нормами языка.

 

Приложение 1

Сказка про родственные слова.

Послушайте сказку, которую можно рассказать детям. Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились ростки – слова? Снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственными.

 

Список литературы:

Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, Кн.1, 2, 3. 2006.

Гвоздев А. Н.Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2007.

Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

Горбачевская Ольга Александровна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад «Солнышко»
г. Н.Тагил, Свердловская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *