Логопедический проект по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго-третьего уровней

«Приключения принцессы Эмоции в речевом королевстве»

Проектная деятельность с целью формирования невербальных средств общения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго-третьего уровней построена на основе методики «Исследование просодической стороны речи» Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф., 2006).

Основная часть

Нами был разработан проект «Приключения принцессы Эмоции в речевом королевстве»

Долгосрочный 1 год

Цель: развитие и совершенствование просодической стороны речи.

Задачи:

  • Развить предпосылки к формированию невербальных средств общения.
  • Развить следующие компоненты просодической стороны речи:
    • — Интонация
    •  — Тембр
    • — Дикция
    •  — Пауза
    • — Ударение
    • — Темп
    • — Ритм
    •  — Речевое дыхание.
  • Создание совместно с детьми карты приключений способами аппликации и раскрашивания.

 

Ожидаемый результат:

  • Правильное речевое дыхание.
  • Интонация соответствует эмоциональному содержанию текста
  • Правильное управление тембром
  • Сформированность дикции
  • Правильное управление паузами, логическими ударениями, темпом и ритмом.
  • Положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

Участники проекта: дети дошкольного возраста , учитель — логопед

Этапы проекта:

1 этап 2 этап 3 этап
Подготовительный Основной Заключительный
1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.
1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5.Дифференциация интонационной структуры предложения.
1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения.

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

При проектировании работы по теме ««Приключения принцессы Эмоции в речевом королевстве» необходимо изготовить макет карты путешествия, которая с каждым занятием будет дополняться новыми сюжетами, а к последнему занятию дети должны будут вспомнить все путешествия и обобщить их.

 

Работу над проектом можно разделить на несколько этапов:

  1. Планирование работы. На этапе планирования работы определялась цель работы, задачи и возможности реализации проекта.

Условия работы: группа  детей  – педагог и основная организационная часть работы ложится на специалиста. Мы в ходе работы определили тему, цели и задачи реализации проекта и в доступной форме донесли их до детей.

  1. Поисковый этап работы.

Самостоятельное овладение новыми знаниями в ходе реализации данного проекта осуществляется в ходе специально организованной педагогом деятельности.

Для реализации поставленных целей создается следующая педагогическая ситуация.

На занятии присутствуют все дети занятие построено в форме праздника. Это раскрепощает, создает условия легкого общения и возможностей проявить невербальные навыки каждым ребенком.

  1. Этап обобщения.

Обобщение в данном проекте мы предлагаем осуществлять через обобщение всех пройденных этапов и закрепление в игровых ситуациях.

  1. Презентация полученных результатов.

Данный этап работы может быть реализован в 2 вариантах:

  • — представление результатов в протоколе освоения навыка, в котором отмечается поэтапное освоение в различных ситуациях.
  • — представление результатов непосредственно в ходе различной деятельности.
  1. Защита проекта.

Защита осуществляется через использование отработанного навыка в различных ситуациях. Для этого необходимо организовать новые игровое мероприятие в котром детям предоставляется ведущая роль в игровых ситуациях.

Последовательность коррекционного материала представляет систему коррекционного воздействия по следующим направлениям:

  • — Работа над речевым дыханием, голосом,
  • —  Формированием ритмической и темповой организации речи.
  • — Формирование общих представлений об интонации и ее видах.
  • — Дифференциация интонационной структуры предложения.

Преодоление просодических нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. На занятии используется следующий дидактический материал:

  • Игрушка-кукла принцесса Эмоция
  • солнце, облачка разных цветов из бумаги;
  • смайлики со смешными рожицами на бумаге
  • маска зайчика
  • музыкальное сопровождение

 

Требования которые предъявляются детям в речевой деятельности:

  1. полнота работы над речевым дыханием,  концентрация слухового внимания, чувства ритма, музыкального слуха и зрительной памяти.
  2. координирование движений во взаимосвязи с речью.
  3. Последовательность
  4. Активная мимическая выразительность.
  5. Правильный ритм, отсутствие длительных пауз
  6. Кинесика: правильная спокойная поза во время речевого общения, интонационная выразительность речи.

 

На занятиях используются такие приемы как:

  • — объяснение
  • — демонстрация наглядного материала
  • — вопросы
  • — упражнения
  • — игра
  • -театрализации.

Во время занятия постоянно создаются такие ситуации которые побуждали бы ребенка  к продуцированию невербальных средств общения (просодической стороны), вызывали желание делиться эмоциями.

Характеристика просодической стороны речевого высказывания, к которым нужно стремиться  с дошкольникам:

  • — Правильное речевое дыхание.
  • — Интонация соответствует эмоциональному содержанию текста
  • — Правильное управление тембром
  • — Сформированность дикции
  • — Правильное управление паузами, логическими ударениями, темпом и ритмом.
  • — Положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

Таким образом, логопедическая работа  с помощью метода проекта способствует формированию просодической стороны речи, обеспечивает хорошую речевую (языковую) среду детям , создает речевые ситуации в которых ребенок получает мотивацию к процессу говорения, интереса  потребностей и возможностей самостоятельной речи. Коррекционное обеспечивает правильное усвоение ребенком активного словаря, с правильно сформированными невербальными средствами общения.

 

Ход занятия

 Логопед. Ребята, принцесса Эмоция зовет вас на прогулку по Воздушной стране. Там очень интересно. И там живет бабушка Дыхание. Она знает очень много сказок. Давайте поспешим в воздушную страну.

Динамическое упражнение «По дорожке».

Логопед: По дорожке, по дорожке
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключения
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
Вместе мы сейчас пойдём.
Много, много интересного,
С вами мы в пути найдем.

(Дети берутся за руки и за логопедом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу облачками)

Логопед: По дороге с облачками  дружно мы друзья идем

По дорожке с облаками в воздушную страну придем!

 

Динамическое упражнение «Мы идём».

Хором.

Мы идём: та-та-та (Обычная ходьба.)
Мы поём: ля-ля-ля. (Ходьба на носках.)
Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях.)
Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.)

 

Дыхательное упражнение «Ветер».

Логопед: Ребята,  мы оказались с вами в воздушной стране здесь дома, деревья, магазины, все, все сделано из облаков . Посмотрите какого цвета облака вокруг? (Ответы детей: голубого, белого, синего.)

Логопед. Чувствуете, это дедушка Ветерок. Он первым встречает нас в этой удивительной стране. Налетел ветерок, облака зашевелились и полетели … давайте с ними поиграем.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает облачко так  – Ф-Ф-Ф…
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает облачко так– Ф-Ф-Ф…
Дует ветерок, летят облачка и поют свои песенки.
Белые облачка – а-а-а,
Голубые  – и-и-и…
Синие – о-о-о…
светло синие – у-у-у… (Дети хором поют: и а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у.)

Логопед. Принцесса, а где живет бабушка Дыхание? Принцесса эмоция говорит что высоко на самом высок облаке.

 

Пальчиковая игра «Облачная башня».

Логопед: Ребята, давайте соберём из облаков башни .

Хором.

Раз, два, три, четыре, пять —
Будем облачка собирать. (Сжимать и разжимать кулачки.)
Облачка белые, облачка пушистые, (Загибать поочерёдно пальцы.)
Облачка легкие, облачка воздушные,
друг на дружку мы их сложим
облачные башенки построим . (Сжимать и разжимать кулачки.)

Логопед. Ребята здесь  высоко у самого солнышка встречает нас добрая бабушка Дыхание. Ваше дыхание она сейчас и потренирует.

Ребята повторяйте за нами.

Стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. При вдохе следует слегка присесть, при выдохе — подняться. С каждым следующим вдохом садимся чуть глубже, затем снова поднимаемся. Достаточно сделать три-четыре раза.

 

Гимнастика для глаз «Солнышко и облачка».

Логопед: Солнышко с облачком в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.)

Солнышко все облачка посчитало:
Белые, синие и голубые.
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Облачки попрятались, облачек не стало. (Закрыть глаза ладонями.)
Солнце на небе во всю засияло. (Поморгать глазами.)

 

Мимическое упражнение с элементами рисования «Облачкам грустно-весело».

Логопед: Ребята, солнышко спряталось  и облачка остались одни. Как вы думаете, облачкам грустно или весело? (Грустно.) Покажите, какие облачка грустные. Что нужно сделать, чтобы облачкам стало весело? (рассмешить их. Детям логопед показывает смайлики со смешными рожицами дети повторяют гримасу.) А теперь облачкам весело или грустно? (Весело.) Покажите, какие облачка стали весёлые.

 

Подвижная игра «Догонялки».

Логопед: Ребята, послушайте, кто к нам прискакал

Как вы думаете, кто это? (Солнечный зайчик.) Зайчик  приглашает нас поиграть с ним в игру «Догонялки». (Дети встают в круг, в центре «Зайка». Дети идут хороводом под быструю музыку в одну сторону, «Зайка» в другую сторону.) После окончания музыки дети хлопают в ладоши и говорят:

Раз, два, три – Ребятишек догони! (Дети разбегаются, «Зайчик» старается их поймать.)

 

«Танец облачков».

Логопед: Ребята, давайте представим, что мы облачка, которые, танцуя, плавно летают по небу. Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по полу. Качают руками влево-вправо.

Логопед. Подул сильный ветер и большие облачка разлетелись на много маленьких (каждому ребенку выдает кусочек синтепона). Вы ветерочки. Положите облачка на ладошки дуйте на ваши облачка так, что бы они полетели.

Логопед. Смотрите ,кто здесь появился. Это два мальчишки – музыканта. Их зовут Темп и Ритм! Они очень веселые и дружные ребята. Они приглашают вас покататься на каруселях!

 

Игра «Карусель».

Дети образуют круг и, держась одной рукой за шнур, концы которого связаны, начинают движение в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле (ходьба по кругу в медленном темпе)

Завертелись карусели, (ходьба по кругу в умеренном темпе)

А потом кругом, кругом, (ходьба по кругу в быстром темпе)

Все бегом, бегом, бегом (бег по кругу).

Логопед. Как здорово мы повеселились. Ой но кажется опять дует ветерок. Скоро пойдет дождик.

 

Ритмическое упражнение «Капли».

Логопед: в нашей воздушной стране начинается дождик

Капля – раз! Капля – два! (Удары ладонями обеих рук по коленям.)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой! (Дети садятся на стульчики.)

Логопед. Принцессе очень понравилось путешествие. Она говорит вам ребята спасибо. И хочет похвалить каждого из вас. (Логопед проходит к каждому ребенку и хвалит за упражнения, которые у него получились лучше всего)

 

Приключение второе «Игры в городе «И»».

  1. Формирование общих представлений об интонации.

Цель: преодоление просодических нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Задачи:

  1. Развивать речевое дыхание, слуховое внимание, чувство ритма, музыкальный слух и зрительную память.
  2. Формировать выработку чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  3. Способствовать развитию мимической выразительности.
  4. Расширять лексический запас.

 

Оборудование:

  • Игрушка-кукла принцесса Эмоция
  • Магнитная доска
  • Бумажный рисунок замка;
  • Бумажные фигурки трех сестер интонаций
  • Картинки с героями игр (зайчик, кошка)
  • музыкальное сопровождение.

 

Ход занятия

Логопед. Дорогие ребята. Принцесса Эмоция снова завет вас в удивительное приключение. На этот раз она приглашает вас в замечательный город «И» где вы будите весело играть. Попасть в город «И» можно если перевести стрелки всех часов. Давайте это сделаем вместе.

 

Игра «Часики»

Тик-так, тик-так. Часы большие так идут. (Хлопают или говорят медленно.)

Тики-так, тики-таки. Маленькие так бегут часы. (Хлопают или говорят быстро.)

Логопед. Мы с вами оказались в городе «И». Смотрите к то живет в этом удивительном замке! Здесь живет три сестры. Повелительная Интонация. Вопросительная Интонация и Восклицательная интонация.

Логопед. Вопросительная сестра и утвердительная сестра сели завтракать. Давайте поиграем с ними.

 

Игра «Кормим кашей»

Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша».

Говорила наша Маша:

— Не хочу я кушать кашу.

Каша Машу услыхала

— Зашипела, убежала.

Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»).

Логопед. Сестра восклицание и сестра вопросительная играют с зайчиком . Угадайте когда какая говорит.

 

Игра «Угадай сестрицу интонацию»

Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает.

— Заяц белый,

Куда бегал?

— В лес зеленый!

— Что там делал?

— Лыки драл!

– Кисонька-мурысонька,

Где была?

– На мельнице.

– Кисонька-мурысонька,

– Что там делала?

– Муку молола.

Логопед.  Сестренки интонации предлагают нам сыграть в новую игру.

 

Игра «Протяни звук»

Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть опреде­ленный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

Логопед. Сестренки интонации игр знают очень много. Следующую игру они хотят вам подарить. Что бы в нее играли потом, когда прогулка закончится.

 

Игра «Повтори за мной»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

Логопед. Принцесса Эмоция очень рада тому, как мы играли в городе «И» с сестрами интонациями: вопросительной, утвердительной и повелительной. Давайте еще раз вспомним характер каждой из них.

Логопед. Время игр подошло к концу. Пора вновь запустить стрелки наших часиков.

 

Игра «Часики»

Тик-так, тик-так. Часы большие так идут. (Хлопают или говорят медленно.)

Тики-так, тики-таки. Маленькие так бегут часы. (Хлопают или говорят быстро.)

Логопед. Принцессе очень понравилось путешествие. Она говорит вам ребята спасибо. И хочет похвалить каждого из вас.(Логопед проходит к каждому ребенку и хвалит за упражнения, которые у него получились лучше всего)

Давайте приклеим героев нашего приключения на карту .(Дети совместно с логопедом выполняют задание)

Сыщикова Татьяна Сергеевна
Курганский государственный университет, Кафедра Дефектологии, студентка группы ПСЗ — 20517 м
г. Курган, Курганская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *