Дифференциальная диагностика моторной алалии от других нарушений речи

Дифференциация алалии от дизартрии и стертой дизартрии
Критерий сравнения Алалия Дизартрия и стертая дизартрия
Звукопроизношение
  • Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям и перестановкам), имеют одновременно правильное произношение;
  • преобладают разнотипные нарушения произношения звуков (сосуществование его искажения, замены, пропуска и пр.);
  • в нарушениях произношения доминируют замены звуков;
  • наблюдаются искажения небольшого количества звуков;
  • искажаются преимущественно сложные по артикуляции звуки;
  • может быть и искаженное, и правильное произношение одних и тех же звуков;
  • наблюдаются замены артикуляторно сложных и артикуляторно сложных и простых звуков;
  • преобладают непостоянные и постоянные замены звуков, как правило, разнообразные;
  • взаимозамены звуков достаточно часты;
  • преобладают непостоянные пропуски звуков;
  • наблюдаются пропуски и артикуляторно сложных, и простых звуков;
  • повторения звуков довольно часты;
  • произношение звука в составе слогов полностью или относительно сохранно, а в составе слов часто нарушено
  • Только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение;
  • преобладают однотипные нарушения (либо только искажение, либо замена, либо пропуск и т. д.);
  • доминируют искажения;
  • преобладают искажения звуков;
  • происходит искажение как сложных, так и простых по артикуляции звуков;
  • для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение;
  • замены преимущественно артикуляторно сложных звуков;
  • однообразные замены;
  • сравнительно редки;
  • постоянные пропуски;
  • преимущественно артикуляторно сложных звуков;
  • относительно редки;
  • нарушение звука и в слогах, и в словах
Дифференциация алалии от детской моторной афазии
Алалия Детская моторная афазия
Анамнез Действие патологических факторов при алалии наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный (до 3-х лет) периоды После 3-х лет
Особенности нарушения речи Имеется недоразвитие речи как системы Наблюдается большая избирательность поражения какой-либо подсистемы (лексической, грамматической, фонематической)
Коррекция нарушения Необходимо целенаправленное коррекционное развитие речевой функциональной системы Спонтанное восстановление речи
Дифференциация алалии от органической (механической) дислалии
Алалия Дислалия
Особенности функционирования языковых систем Неправильно функционируют все языковые подсистемы Неправильно функционирует прежде всего фонетическая подсистема
Нарушение звукопроизношения Наблюдаются непостоянные и разнообразные замены, пропуски, перестановки и повторения звуков при сохранной, как правило, просодии Характерны искажения произношения звуков и нарушения просодики
Дифференциация алалии от афонии
Алалия Афония
Особенности речевого развития Имеются невербальные вокализации: мелодика, звукоподражания. Отсутствие вокализации, обязательно фониатрическое обследование и лечение
Дифференциация алалии от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью
Алалия Нарушения развития речи
Патогенез Возникает в результате избирательного, парциального расстройства психической деятельности, а именно результат не усвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности у детей неязыковых психических процессов Являются результатом патологии познавательной деятельности
Понимание речи Понимание речи лучше, особенно при восприятии сложных синтаксических конструкций, выражающих сложные отношения между фактами действительности. Понимание речи хуже, чем при алалии
Способность выражать причинно-следственные связи Имеется попытка выражать в речи причинно следственные связи доступными детям языковыми средствами. Либо вовсе не выражают в речи причинно-следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них.
Особенности нарушения речи Имеются формально-языковые нарушения речи, которые проявляются в аграмматизме (на уровне синтаксиса связного текста и отдельные высказываний, на морфологическом уровне), а также в трудностях поиска слов, выбора фонем и установления порядка их следования. Речь логически бедная или даже алогичная может быть правильной в формально-языковом, в частности, в грамматическом отношении.
Особенности словарного запаса Обладают довольно большим запасом так называемых «предметных знаний», но часто не могут актуализировать их в речи. Запас «предметных знаний» предельно ограничен, а нарушений их актуализации в речи может и не быть.
Особенности невербального мышления
  • В большинстве случаев сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение);
  • имеется критичное отношение к своей речи.
Мышление грубо нарушено
Обучаемость Степень обучаемости при моторной алалии выше, чем при наличии умственной отсталости.
Критичное отношение к своей речи. Имеется Отсутствует
Дифференциация алалии от аутизма
Алалия Аутизм
Реакция на обращенную речь Имеется сохранность постоянных реакций на обращенную речь Отсутствие реакции на обращенную речь
Наличие психопатологических симптомов Отсутствуют Имеются
Особенности речевого развития
  • Обладают экспрессивной речью, в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), хорошо развитую мимико-жестикуляторную речь;
  • отсутствуют непосредственные и отставленные во времени эхолалии
  • Имеется одновременное употребление «лепетных» и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний;
  • своеобразное нарушение просодии (чрезмерное замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение).
Контактность
  • Имеется стремление к контактам, за исключением случаев речевого негативизма;
  • наблюдается интерес к новому
Отсутствует контактности
Особенности эмоциональной сферы Адекватность эмоций

 

Неадекватность эмоций

 

Стереотипии в движениях и действиях Отсутствуют Имеются
Дифференциация алалия от глухонемоты
  Алалия Глухонемота
Особенности речевого развития
  • Сохранность слуховой функции;
  • возможность спонтанного усвоения языка;
  • наличие даже в тяжелых случаях элементарной звуковой речи
  • Вне специального обучения речь не проявляется;
  • нарушена просодия;
  • отсутствует сопровождения мимико-жестикуляторной речи словами и невербальными вокализациями
Дифференциация алалии от задержки речевого развития
  Алалия ЗРР
Особенности речевого развития
  • Имеется задержка темпа нормального усвоения языка;
  • имеется патологическое развитие языка — нарушение структурно-функциональной стороны языка;
  • выражены нарушения в синтаксической, морфологической, лексической и фонематической подсистемах языка
Речь нередко спонтанна, вне специального обучения, дети полноценно овладевают языком
Дифференциация моторной (экспрессивной) алалии от фонематической дислалии
  Алалия Дислалия
Основные симптомы нарушения Характерно расстройство всей системы языка (фонематической, грамматической и лексической подсистем) Непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков (частичные расстройства языковой системы)
Дифференциация моторной (экепрессивной) алалии от анартрии и дизартрии
  Алалия Анартрия и дизартрия
Особенности речевого развития
  • Уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт;
  • расстраивается вся система языка;
  • расстройства произношения звуков являются следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и комбинирования единиц.
  • Нарушение артикуляционного компонента речи составляет суть патологии;
  • только одна из подсистем языка;
  • расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций.

Феофилатова Ксения Дмитриевна
учитель-логопед МБДОУ детский сад №105
Московская область, г. Люберцы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *