Особенности использования художественной литературы на логопедических занятиях в условиях логопункта

Известно, что наиболее распространенный речевой дефект – общее недоразвитие речи, под которым понимается нарушение всех компонентов речевой системы. Отсюда становится ясным о необходимости осуществления работы по развитию лексики. Сложность проведения коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта заключается не только в недостатке часов, которые выделены на работу логопеда с детьми, но и в отсутствии взаимосвязи в образовательном процессе воспитателя и логопеда. Поэтому возможности отдельно развивать и формировать словарный запас дошкольников с ОНР нет. Из этого следует необходимость в разработке комплекса занятий, который бы позволил решать многие коррекционно-развивающие задачи одновременно на одном занятии.

Я хочу представить пример таких занятий, которые использую в своей практике. Основная цель разработанных занятий заключается в развитии словарного запаса детей, которая достигается, прежде всего, на подгрупповых занятиях. Для разработки комплекса занятий было выбрано средство – художественная литература. Это я объясняю тем, что в настоящее время стремительно развиваются, а соответственно и используются в жизни технические средства. Вследствие чего, наблюдения за детьми показывают, что в семьях меньше стали читать книги детям. По этой причине дошкольники не знают сюжетов и названий литературных произведений, стихотворений, которые должны быть известны согласно возрасту, не умеют отгадывать загадки, объяснять пословицы и поговорки, в целом имеют низкий уровень словарного запаса, что и подтвердила первичная диагностика речевого развития.

На индивидуальных занятиях осуществляется также работа по автоматизации поставленных звуков, при этом используются загадки, скороговорки, стихотворения и др., подобранные таким образом, чтобы в них встречалось как можно больше слов со звуком, который требует введения в самостоятельную речь.

Следует отметить, что на занятиях проводится также работа по развитию и коррекции артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания, голоса, фонематических процессов, просодической и темпо‑ритмической сторон речи, а так же развивались неречевые процессы (память, внимание, мышление), личностные качества, формируется умение определять жанр литературного произведения. Для более глубокого знакомства детей с литературными произведениями проводится предварительная работа, на которой читались тексты, организуются беседы по произведениям, показываются мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях осуществляется закрепление, повторение материала.

Таким образом, в основе реализации данного комплекса занятий лежит одновременное решение многих коррекционно-развивающих задач, что необходимо для проведения логопедической работы в условиях дошкольного логопункта.

Для разработки занятий мной был проведен анализ художественных литературы, рекомендованной Н. В. Нищевой для дошкольников с ОНР. Каждое занятие разработано таким образом, чтобы определенная лексическая тема (согласно годовому плану) изучалась на основе художественного произведения, а также подобран лексический материал исходя из выбранного произведения так, чтобы осуществлялась на занятии автоматизация необходимых звуков и решались другие задачи, о которых говорилось выше.

В таблице 1 представлена часть тематического планирования разработанных индивидуальных занятий, где обозначены цель и задачи занятия, лексические темы, изучаемые на занятии согласно годовому плану и коррекционно-образовательной программе, используемое литературное произведение.

Таблица 1 – Пример тематического планирования индивидуальных занятий

Цель и задачи занятия Лексические темы Литературное произведение
1 Цель: формирование представлений о соотношении части и целого

Задачи: учить обобщать слова; уточнить значение малоупотребительных слов по темам; формировать умения образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, отглагольные существительные; автоматизировать звук [Л]

«Магазин», «Части тела», «Части одежды» Сказка
Ш. Перро «Золушка»
2 Цель: формирование представлений о соотношении части и целого

Задачи: ввести в активную речь сложные слова; формировать навык обобщения слов; учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить образовывать

«Одежда и ее части»,
«Части тела»
Сказка Л. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
3 Цель: закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им

Задачи: учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные, формировать навык словообразования, подбора однокоренных слов, автоматизировать звук [Ш]

«Животные родного края» Русская народная сказка «Теремок»
4 Цель: развитие словообразовательной функции речи

Задачи: учить понимать слова с переносным значением; упражнять в подборе синонимов и антонимов к словам; активизировать в речи простые и сложные предлоги; учить образовывать прилагательные; автоматизировать звук [Л]

«Зима»,
«Дикие животные»
Сказка Л. Н. Толстой «Белка и волк»
5 Цель: активизация предметной и глагольной лексики

Задачи: уточнить значение малоупотребительных слов; учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные; учить подбирать синонимы и антонимы к словам, учить дифференцировать нейтральные и уменьшительные существительные; автоматизировать звук [Р]

«Инструменты и строительные материалы» Русская народная сказка

«Три поросенка»

6 Цель: активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных

Задачи: учить образовывать новые слова, качественные прилагательные; уточнить понимание малоупотребительных слов; учить подбирать антонимы и синонимы к словам

«Зима. Домашние и дикие животные родного края» Русская народная сказка «Зимовье зверей»
7 Цель: закрепление понятия «слово» и формирование умения оперировать им

Задачи: развивать умение образовывать качественные прилагательные; учить подбирать синонимы и антонимы к словам; учить понимать значение слов и фразеологизмов; автоматизировать звук [С]

«Времена года» Рассказ В. Осеева «Синие листья»
8 Цель: развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий

Задачи: учить подбирать однокоренные слова, уточнение малоупотребительных слов по темам; учить выделять составные части предмета; учить образовывать  относительные и притяжательные прилагательные; автоматизировать звук [Л]

«Одежда и ее части»,
«Части тела», «Профессии. Швея»,
Рассказ Н. Носова «Заплатка»
9 Цель: формирование умения оперировать словом

Задачи: активизировать в речи глаголы; учить обозначать словом различные свойства и качества продуктов; учить подбирать синонимы и антонимы к словам; упражнять в обобщении слов; автоматизировать звук [С]

«Посуда»,
«Продукты питания»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
10 Цель: активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных

Задачи: учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить обозначать словом различные свойства и качества продуктов; учить подбирать антонимы и синонимы; автоматизировать звук [Р]

«Посуда» Стихотворение К. Чуковского «Федорино горе»

По такому же плану в таблице 2 приведен пример тематического планирования нескольких подгрупповых занятий из разработанного комплекса занятий.

Таблица 2 – Пример тематического планирования подгрупповых занятий

№№ Цель и задачи занятия Лексические темы Литературное произведение
о1 Цель: знакомство с многозначностью слов

Задачи: учить понимать слова с переносным значением, фразеологизмы; формировать навык словообразования; формировать умение подбирать слова антонимы и синонимы

«Зима. Зимние развлечения» Рассказ Н. Носова «На горе»
л2 Цель: Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им.

Задачи: учить подбирать синонимы и антонимы; активизировать в речи глаголы;  формировать умения образовывать сравнительную степень прилагательных; учить обозначать словом различных свойства и качества продуктов

«Строительные инструменты»,
«Материалы и их свойства»
Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
33 Цель: развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий

Задачи: уточнение понимания малоупотребительных слов; учить выделять составные части предметов; активизировать в речи антонимы и синонимы, глаголов; формирование навыка словообразования; учить согласовать прилагательные с существительными

«Весна» Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
44 Цель: активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных

Задачи: учить образовывать новые слова, качественные прилагательные; уточнить понимание малоупотребительных слов; учить подбирать антонимы и синонимы к словам

«Зима. Домашние и дикие животные родного края» Русская народная сказка «Зимовье зверей»
55 Цель: продолжение работы по ознакомлению с многозначностью слов

Задачи: учить подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать навык словообразования; активизировать в речи простые и сложные предлоги; учить понимать значение фразеологизмов и слов с переносным значением

«Зима» Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
66 Цель: формирование навыка словообразования

Задачи: учить образовывать прилагательные от существительного, однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы к словам; учить понимать значения фразеологизмов и слов с переносным значением

«Времена года» Сказка-загадка В. Даля «Старик годовик»
77 Цель: развитие словообразовательной функции речи

Задачи: учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные; активизировать в речи сложные слова; учить понимать фразеологизмы и слова с переносным значением

«Зима»,
«Дикие животные»
Русская народная сказка «Лиса и волк»
88 Цель: активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных

Задачи: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; учить подбирать синонимы и антонимы к словам; упражнять в выделении составных частей предмета; обучать пониманию и употреблению названий действий

«Времена года. Весна»,
«Птицы и животные родного края»
Сказка Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

Проведя часть занятий, я заметила, что дети с большим интересом их посещают, они более увлеченно выполняют задания «погружаясь» в сюжет сказки, рассказа, примеряя на себя облик сказочных героев. В результате проведения занятий, я пришла к выводу об эффективности включения их в логопедическую работу. Они действительно способствуют не только формированию словарного запаса, но и автоматизации поставленных звуков, развитию артикуляционной, мелкой, общей моторики, фонематического восприятия, воспитанию коммуникативных качеств личности и др., при этом специальное время для проведения занятий по развитию лексики не выделятся, вся работа осуществляется в комплексе. С уверенностью скажу, что буду продолжать проводить занятия с использованием художественной литературы.

Феофилатова Ксения Дмитриевна
учитель-логопед МБДОУ детский сад №105
Московская область, г. Люберцы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *