Особенности использования художественной литературы на логопедических занятиях в условиях логопункта
Известно, что наиболее распространенный речевой дефект – общее недоразвитие речи, под которым понимается нарушение всех компонентов речевой системы. Отсюда становится ясным о необходимости осуществления работы по развитию лексики. Сложность проведения коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта заключается не только в недостатке часов, которые выделены на работу логопеда с детьми, но и в отсутствии взаимосвязи в образовательном процессе воспитателя и логопеда. Поэтому возможности отдельно развивать и формировать словарный запас дошкольников с ОНР нет. Из этого следует необходимость в разработке комплекса занятий, который бы позволил решать многие коррекционно-развивающие задачи одновременно на одном занятии.
Я хочу представить пример таких занятий, которые использую в своей практике. Основная цель разработанных занятий заключается в развитии словарного запаса детей, которая достигается, прежде всего, на подгрупповых занятиях. Для разработки комплекса занятий было выбрано средство – художественная литература. Это я объясняю тем, что в настоящее время стремительно развиваются, а соответственно и используются в жизни технические средства. Вследствие чего, наблюдения за детьми показывают, что в семьях меньше стали читать книги детям. По этой причине дошкольники не знают сюжетов и названий литературных произведений, стихотворений, которые должны быть известны согласно возрасту, не умеют отгадывать загадки, объяснять пословицы и поговорки, в целом имеют низкий уровень словарного запаса, что и подтвердила первичная диагностика речевого развития.
На индивидуальных занятиях осуществляется также работа по автоматизации поставленных звуков, при этом используются загадки, скороговорки, стихотворения и др., подобранные таким образом, чтобы в них встречалось как можно больше слов со звуком, который требует введения в самостоятельную речь.
Следует отметить, что на занятиях проводится также работа по развитию и коррекции артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания, голоса, фонематических процессов, просодической и темпо‑ритмической сторон речи, а так же развивались неречевые процессы (память, внимание, мышление), личностные качества, формируется умение определять жанр литературного произведения. Для более глубокого знакомства детей с литературными произведениями проводится предварительная работа, на которой читались тексты, организуются беседы по произведениям, показываются мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях осуществляется закрепление, повторение материала.
Таким образом, в основе реализации данного комплекса занятий лежит одновременное решение многих коррекционно-развивающих задач, что необходимо для проведения логопедической работы в условиях дошкольного логопункта.
Для разработки занятий мной был проведен анализ художественных литературы, рекомендованной Н. В. Нищевой для дошкольников с ОНР. Каждое занятие разработано таким образом, чтобы определенная лексическая тема (согласно годовому плану) изучалась на основе художественного произведения, а также подобран лексический материал исходя из выбранного произведения так, чтобы осуществлялась на занятии автоматизация необходимых звуков и решались другие задачи, о которых говорилось выше.
В таблице 1 представлена часть тематического планирования разработанных индивидуальных занятий, где обозначены цель и задачи занятия, лексические темы, изучаемые на занятии согласно годовому плану и коррекционно-образовательной программе, используемое литературное произведение.
Таблица 1 – Пример тематического планирования индивидуальных занятий
№ | Цель и задачи занятия | Лексические темы | Литературное произведение |
1 | Цель: формирование представлений о соотношении части и целого
Задачи: учить обобщать слова; уточнить значение малоупотребительных слов по темам; формировать умения образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, отглагольные существительные; автоматизировать звук [Л] |
«Магазин», «Части тела», «Части одежды» | Сказка Ш. Перро «Золушка» |
2 | Цель: формирование представлений о соотношении части и целого
Задачи: ввести в активную речь сложные слова; формировать навык обобщения слов; учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить образовывать |
«Одежда и ее части», «Части тела» |
Сказка Л. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» |
3 | Цель: закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им
Задачи: учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные, формировать навык словообразования, подбора однокоренных слов, автоматизировать звук [Ш] |
«Животные родного края» | Русская народная сказка «Теремок» |
4 | Цель: развитие словообразовательной функции речи
Задачи: учить понимать слова с переносным значением; упражнять в подборе синонимов и антонимов к словам; активизировать в речи простые и сложные предлоги; учить образовывать прилагательные; автоматизировать звук [Л] |
«Зима», «Дикие животные» |
Сказка Л. Н. Толстой «Белка и волк» |
5 | Цель: активизация предметной и глагольной лексики
Задачи: уточнить значение малоупотребительных слов; учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные; учить подбирать синонимы и антонимы к словам, учить дифференцировать нейтральные и уменьшительные существительные; автоматизировать звук [Р] |
«Инструменты и строительные материалы» | Русская народная сказка
«Три поросенка» |
6 | Цель: активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных
Задачи: учить образовывать новые слова, качественные прилагательные; уточнить понимание малоупотребительных слов; учить подбирать антонимы и синонимы к словам |
«Зима. Домашние и дикие животные родного края» | Русская народная сказка «Зимовье зверей» |
7 | Цель: закрепление понятия «слово» и формирование умения оперировать им
Задачи: развивать умение образовывать качественные прилагательные; учить подбирать синонимы и антонимы к словам; учить понимать значение слов и фразеологизмов; автоматизировать звук [С] |
«Времена года» | Рассказ В. Осеева «Синие листья» |
8 | Цель: развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий
Задачи: учить подбирать однокоренные слова, уточнение малоупотребительных слов по темам; учить выделять составные части предмета; учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные; автоматизировать звук [Л] |
«Одежда и ее части», «Части тела», «Профессии. Швея», |
Рассказ Н. Носова «Заплатка» |
9 | Цель: формирование умения оперировать словом
Задачи: активизировать в речи глаголы; учить обозначать словом различные свойства и качества продуктов; учить подбирать синонимы и антонимы к словам; упражнять в обобщении слов; автоматизировать звук [С] |
«Посуда», «Продукты питания» |
Русская народная сказка «Лиса и журавль» |
10 | Цель: активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных
Задачи: учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить обозначать словом различные свойства и качества продуктов; учить подбирать антонимы и синонимы; автоматизировать звук [Р] |
«Посуда» | Стихотворение К. Чуковского «Федорино горе» |
По такому же плану в таблице 2 приведен пример тематического планирования нескольких подгрупповых занятий из разработанного комплекса занятий.
Таблица 2 – Пример тематического планирования подгрупповых занятий
№№ | Цель и задачи занятия | Лексические темы | Литературное произведение |
о1 | Цель: знакомство с многозначностью слов
Задачи: учить понимать слова с переносным значением, фразеологизмы; формировать навык словообразования; формировать умение подбирать слова антонимы и синонимы |
«Зима. Зимние развлечения» | Рассказ Н. Носова «На горе» |
л2 | Цель: Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им.
Задачи: учить подбирать синонимы и антонимы; активизировать в речи глаголы; формировать умения образовывать сравнительную степень прилагательных; учить обозначать словом различных свойства и качества продуктов |
«Строительные инструменты», «Материалы и их свойства» |
Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» |
33 | Цель: развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий
Задачи: уточнение понимания малоупотребительных слов; учить выделять составные части предметов; активизировать в речи антонимы и синонимы, глаголов; формирование навыка словообразования; учить согласовать прилагательные с существительными |
«Весна» | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» |
44 | Цель: активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных
Задачи: учить образовывать новые слова, качественные прилагательные; уточнить понимание малоупотребительных слов; учить подбирать антонимы и синонимы к словам |
«Зима. Домашние и дикие животные родного края» | Русская народная сказка «Зимовье зверей» |
55 | Цель: продолжение работы по ознакомлению с многозначностью слов
Задачи: учить подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать навык словообразования; активизировать в речи простые и сложные предлоги; учить понимать значение фразеологизмов и слов с переносным значением |
«Зима» | Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». |
66 | Цель: формирование навыка словообразования
Задачи: учить образовывать прилагательные от существительного, однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы к словам; учить понимать значения фразеологизмов и слов с переносным значением |
«Времена года» | Сказка-загадка В. Даля «Старик годовик» |
77 | Цель: развитие словообразовательной функции речи
Задачи: учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные; активизировать в речи сложные слова; учить понимать фразеологизмы и слова с переносным значением |
«Зима», «Дикие животные» |
Русская народная сказка «Лиса и волк» |
88 | Цель: активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных
Задачи: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; учить подбирать синонимы и антонимы к словам; упражнять в выделении составных частей предмета; обучать пониманию и употреблению названий действий |
«Времена года. Весна», «Птицы и животные родного края» |
Сказка Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» |
Проведя часть занятий, я заметила, что дети с большим интересом их посещают, они более увлеченно выполняют задания «погружаясь» в сюжет сказки, рассказа, примеряя на себя облик сказочных героев. В результате проведения занятий, я пришла к выводу об эффективности включения их в логопедическую работу. Они действительно способствуют не только формированию словарного запаса, но и автоматизации поставленных звуков, развитию артикуляционной, мелкой, общей моторики, фонематического восприятия, воспитанию коммуникативных качеств личности и др., при этом специальное время для проведения занятий по развитию лексики не выделятся, вся работа осуществляется в комплексе. С уверенностью скажу, что буду продолжать проводить занятия с использованием художественной литературы.
Феофилатова Ксения Дмитриевна
учитель-логопед МБДОУ детский сад №105
Московская область, г. Люберцы