Дифференциация звука

Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы и приёмы работы
1. Организационный момент Приветствие:

— Здравствуй, меня зовут Кристина Валентиновна.

— Скажи, какое у нас сейчас занятие?

 

-Что мы будем делать на индивидуальном занятии?

— Что помогает нам правильно и красиво говорить?

— Верно.

— Прежде, чем приступить к занятию, давай выполним задание.

— На доске картинки, давайте определим, какая картинка лишняя ( на доске 3 картинки: стол, стул, диван и девочка).

— Почему эта картинка лишняя?

 

— Здравствуйте.

 

— Мы будем учиться правильно и красиво говорить.

—  Правильно и красиво говорить помогают язык, губы, зубы.

 

 

 

 

 

 

 

-Лишняя картинка с девочкой.

 

 

 

 

 

 

-Потому что остальные картинки – это предметы мебели.

Словесный метод

 

 

 

 

 

 

Наглядный метод ( развитие внимания, мышления)

2. Подготовительный этап

2.1. Мимические упражнения

 

 

2.2. Упражнения для дыхания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Упражнение для развития силы голоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Упражнения для развития мелкой моторики

 

 

 

 

2.5. Артикуляционная гимнастика

 

-Сейчас мы выполним мимические упражнения.

-К нам в класс залетели осенние листочки, и у них у всех разное настроение. Покажи мимикой эмоцию каждого листочка.

 

 

— Какие упражнения мы сейчас выполняли?

 

— Выполним упражнения для дыхания. Будем учиться правильно дышать.

-Посмотри, в бутылке осенние листочки, подуй через трубочку так, чтобы листочки закружились в бутылке. Плечи не поднимай, щёки не надувай, вдох через нос, и длительный выдох через рот.

 

-Какое упражнение выполняли?

 

-Чему учились выполняя это упражнение?

 

 

-Выполним упражнения  для развития силы голоса, будем учиться говорить громко — тихо.

-Какое сейчас время года?

-А скоро зима, новый год. Давай позовём зиму, чтобы они скорее наступила.

Обращает внимание ребенка на картинки.

 

-Когда от картинке осени мы будем приближаться к зимней, будем произносить ааАА… а когда будем возвращаться к осенней картинке, будем произносить ААаа…

— Что мы сейчас выполняли?

 

— Чему учились, выполняя это упражнение?

 

-Выполним упражнения для развития пальчиков.

Обращает внимание ребенка на раскраску.

 

 

 

 

 

-Раскрась осенние листочки.

-Какое упражнение выполняли?

 

-Выполним артикуляционную гимнастику

1.Улыбка – трубочка.

2.Лошадка

3.Грибочик

4.Парус

5.Варенье

-Какие упражнения мы выполняли?

 

Выполняет мимические упражнения.

 

 

 

 

— Мы выполняли мимические упражнения.

 

 

 

Выполняет упражнения для дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы выполняли упражнения для дыхания.

-Выполняя упражнение, учились правильно дышать.

 

 

 

-Сейчас осень.

 

 

Обращает внимание на картинки.

 

 

 

 

 

 

Выполняет упражнение на развитие силы голоса.

 

 

— Мы выполняли упражнение для развития силы голоса.

— Учились громко и тихо говорить.

 

 

Обращает внимание на раскраску.

 

 

 

 

 

Раскрашивает осенние листочки

— Выполняли упражнение для развития пальчиков.

Выполняет артикуляционные упражнения.

 

 

-Для развития артикуляции.

 

Практический метод (выполнение упражнений).

Наглядный метод (использование наглядного материала).

 

 

Контроль действий.

 

 

Практический метод (выполнение упражнений).

Наглядный метод (использование наглядного материала).

Словесный метод

 

Контроль действий.

 

 

 

 

 

 

Словесный метод

Наглядный метод (использование наглядного материала).

Практический метод.

 

 

 

Воображаемая ситуация

Практический метод.

Контроль действий.

 

 

 

Практический метод.

 

Контроль действий.

 

 

 

 

Практический метод.

 

Контроль действий.

3. Основной этап

3.1. Сообщение темы занятия

 

 

 

 

 

 

3.2. Работа с профилем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Развитие фонематического слуха

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Физминутка

 

 

 

 

3.5. Работа с картинками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Работа со словосочетаниями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Работа с предложениями

-Послушай загадку, отгадайте о ком в ней говорится.

На крыше нашей гном сидит 
И небо каждый день коптит…

-С какого звука начинается слово труба?

 

-Как ты думаешь, какой дежурный звук будет у нас на занятии?

Но у нас есть еще одна загадка. Послушай её.

Четыре стены,

Печь внутри,

Крыльцо снаружи,

Спасает от мороза.

-С какого звука начинается слово дом?

 

-Значит сколько дежурных звуков будет у нас на занятии?

Какие это звуки?

Предлагает взять зеркало, и произнести звук[т]

— Возьми зеркало.

-Произнеси звук [т]

-Как располагаются органы артикуляции?

При затруднении ребенка, помогает работать с профилем

 

 

 

 

 

— Произнеси ещё раз звук [т].

— Какой это звук? Дай ему характеристику и каким сигналом обозначим.

Предлагает взять зеркало, и произнести звук[д]

— Возьми зеркало.

-Произнеси [д]

-Как располагаются органы артикуляции?

 

При затруднении ребенка, помогает работать с профилем

 

 

 

 

 

— Произнеси ещё раз звук [д].

— Какой это звук? Дай ему характеристику.

 

 

-В чём сходство звуков?

 

 

 

 

-В чём различие звуков?

 

-Поиграем в игру «Поймай звук». Будем учится различать звуки [т] и [д] среди других звуков. —Услышав дежурные звуки , покажи буквами которые им соответствуют.

д, д, б, в, т, д, к, л, н, т, д

-Чему учились выполняя это задание?

 

-Будем учится различать звуки [т] и [д] среди других слогов.

Обращает внимание ребенка на доску.

-Посмотри на доску. Давай прочитаем слоги.

Теперь прочитай в обратной последовательности

 

-Чему учились выполняя это задание?

 

Вдруг закрыли небо тучи,       (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть      (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.         (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

-Будем учится различать звуки [т] и [д] в словах.

Обращает внимание ребенка на картинки.

-Посмотрите на картинки, что на них изображено?

 

 

 

 

 

 

 

-Как это можно назвать одним словом?

-Есть ли среди них лишняя картинка?

-Почему ты так считаешь?

 

-Распредели овощи по 4 грядкам. Как это можно сделать?

 

 

 

 

 

 

 

-Чему учились выполняя это задание?

 

-Теперь выполним звукобуквенный анализ слова морковь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Будем учиться составлять словосочетаниями.

-Составь словосочетания со словами из домиков.

 

 

-Чему учились выполняя это задание?

 

-Будем учиться составлять предложения.

-Составьте предложения из тех словосочетаний, что получились.

 

 

 

 

 

 

-Чему учились выполняя это задание?

Слушает загадку.

 

 

— Труба

— Слово труба начинается со звука  [т].

— Дежурным на занятии будет звук  [т].

 

 

 

 

-Дом.

— Слово дом начинается со звука  [д].

-Два звука будут на занятии дежурными.

-Звук  [т] и [д].

 

Берет зеркало, произносит звук [т].

-Губы в улыбке,  зубы сближены, но не сомкнуты,  кончик языка опущен и упирается в верхние резцы.

 

 

 

 

 

 

Произносит звук [т].

— Звук [т] согласный, глухой, твердый, обозначается сигналом синего цвета без звоночка.

Берет зеркало, произносит звук [д].

-Губы в улыбке,  зубы сближены, но не сомкнуты,  кончик языка опущен и упирается в верхние резцы

 

 

 

 

 

 

Произносит звук [д].

— Звук [д] согласный, звонкий, твердый, обозначается сигналом синего цвета со звоночком.

-Сходство звуков [т] и [д] в том, что у них одинаковое расположение органов артикуляции.

— Различие звуков в том, что звук глухой [т] , а звук [д]

звонкий и произносится голосом

«Ловит» звуки [т] и [д] среди звуков.

 

 

 

-Учились  различать звуки [т] и [д] среди других звуков.

 

 

Обращает внимание на доску.

Смотрит на доску, читает слоги: ту, та, то, ты.

ут, ат, от, ыт, до, ду, ды, да, ад, уд, од, ыд.

-Учились  различать звуки [т] и [д] среди других слогов.

Выполняет физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращает внимание на картинки

-Капуста, петрушка, помидор,  тыква,  морковь, дыня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Овощи

-Да, лишняя картинка морковь.

-Она лишняя потому, что в слове морковь нет звуков [т] и [д].

-На 1-ую грядку посадим овощи со звуком [т] в начале слова: тыква.

На 2-ую грядку посадим овощи со звуком [т] в середине слова: капуста, петрушка.

На 3-ю грядку посадим овощи со звуком [д] в начале слова: дыня.

На 4-ю грядку посадим овощи со звуком [д] в середине слова: помидор.

-Учились различать звуки [т] и [д] в словах.

Выполняет звукобуквенный анализ слова морковь.

м — [м] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, звонкий твёрдый
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
в — [ф’] — согласный, глухой, мягкий
ь — не обозначает звука

 

Составляет словосочетания со словами из домиков.

-Помидор красный, петрушка вкусная, дыня спелая, тыква ароматная, капуста зеленая.

-Учились составлять словосочетания из слов.

Составляет предложения из словосочетаний.

-Красный помидор вырос в огороде; Вкусную петрушку бабушка добавила в салат; мне купили спелую дыню; я чувствовал запах ароматной тыквы; зеленая капуста продаётся в магазине.

-Учились составлять предложения

Словесный метод

Художественное слово

 

Словесный метод

Художественное слово

 

 

 

 

Практический метод

 

 

 

Наглядный метод.

Контроль действий.

 

Словесный метод

 

 

Наглядный метод.

Контроль действий.

 

Словесный метод

 

 

Практический метод.

Словесный метод

Контроль действий.

 

 

 

 

Практический метод.

Словесный метод

Контроль действий

Практический метод.

 

Словесный метод

 

Контроль действий

 

 

Наглядный метод (показ учителем).

Снятие общего эмоционального напряжения

Наглядно зрительный приём.

Контроль действий

Наглядно зрительный приём.

 

Практический метод

 

Словесный метод

 

 

 

 

 

Контроль действий

 

 

Словесный метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль действий

 

Практический метод

 

 

Контроль действий

 

 

 

 

 

Наглядно зрительный приём.

 

Практический метод

Словесный метод

Контроль действий

 

 

 

 

Наглядно зрительный приём.

 

Практический метод

 

Словесный метод

 

Контроль действий

4. Рефлексия — Наше занятие подходит к концу.

-Давай вспомним, над какими звуками мы сегодня работали?

— Какой звук [т]?

— Какой звук [д]?

 

 

-Что тебе понравилось на занятии?

-Что было самым сложным?

— Ты очень хорошо сегодня поработал.

— На этом наше занятие окончено. До свидания.

 

— Мы работали над  звуками [т] и [д].

— Звук [т] согласный, твёрдый, глухой.

— Звук [д] согласный, твёрдый, звонкий.

Отвечает на вопросы учителя.

 

 

— До свидания.

Словесный метод (беседа).

 

 

 

Побудительно-оценочный метод (поощрение).

 

Агницкая Кристина Валентиновна
студентка
г. Зерноград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *