Постановка звука Р
1. Я принесла кубик смайликов, с разными эмоциями. Подбрасывай кубик и покажи ту эмоцию которая выпадет.
2. Подуй на «Занавеску» в окошке домика так, чтобы она дольше оставалась открытой.
3. Упражнение: «Воздушный шар»
Цель: Развитие силы голоса.
Пропевать можно любые гласные. По мере удаления воздушного шара сила голоса уменьшается. При приближении – увеличивается.
4. Зимняя прогулка
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
5. Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка, лопата, кора, слова, плов…
6. Давайте покажем, где наши губки, а теперь покажем зубки, язычок наружу просится, мы его покажем и обратно спрячем.
7. Улыбка-трубочка, заборчик, трубочка
«Лошадка»
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
«Маляр»
Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.
«Грибок»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
«Гармошка»
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
«Чашечка»
Работа с профилем.
Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.
Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.
ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.
Рефлексия
- Какое было занятие?
- Над каким звуком работали?
- Покажи этот звук
- Выбери на кубике, что ты сейчас чувствуешь
Агницкая Кристина Валентиновна
студентка
г. Зерноград