Дифференциация звуков [с] – [ш]
Программные задачи:
- учить детей давать сравнительную характеристику звукам;
- закрепить знание норм артикуляции звуков с-ш;
- учить дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
- упражнять в согласовании числительного с существительными;
- развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, память, зрительное восприятие.
Оборудование: предметные картинки, слайды, сказочные герои Малыш и Карлсон, варенье в баночках – абрикосовое и вишневое.
Ход занятии:
- Организационный момент
У нас сегодня много гостей. Здравствуйте. Но они не одни. К нам прилетели Карлсон и Малыш.
- Введение в тему:
— Они просят тебя помочь научить их различать звуки, а вот какие, ты догадаешься, ответив на мой вопрос:
— Какой первый звук звучит в словах: шуба, шапка, штаны, шарф (звук [ш])
— Какой последний звук в словах: лес, нос, овес,
— Мы с тобой сегодня научим Малыша и Карлсона различать звуки [с-ш]
- Сравнение звуков [с] — [ш]
— С каким звуком летит снежинка? (с-с-с)
— Как шипит змея? (ш-ш-ш)
— Чем похожи эти звуки? (согласные, твердые, глухие)
-Чем отличаются? (с – губы в улыбке, язык лежит за нижними зубами; ш – губы окошечком, язык поднят вверх)
- Пальчиковая гимнастика «Шарик»
Надуваем быстро шарик. Все пальцы обеих рук в «щеточке» и соприкосаются кончиками.
Он становится большой. В этом положении дуть на них,
При этом пальчики принимают форму шара.
Вдруг шар лопнул, Воздух «выходит» и пальцы
Воздух вышел – принимают исходное положение
Стал он тонкий и худой.
- Дифференциация звуков [с] — [ш] на слух и в произношении
- Давай научим Малыша и Карлсона произносить звуки [с] — [ш] по схеме
- Дифференциация изолированных звуков [с] — [ш] в слогах. Игра «Прочитай слог, найди картинку»
- Дифференциация звуков [с] — [ш] в словах. Игра «наоборот» (с мячом)
— Замени в словах звук [ш] на звук [с]
Шок – сок Машка – маска
Шутки – сутки Мишка – миска
Башня – басня уши – усы
Кашка – каска наш – нас
Ваш – вас
— Назови какие предметы спрятаны на картинке. Друзей пора поторопить. Но что же к ужину купить? Продукты будто невидимки, узнать их трудно на картинке.
— Помоги разложить картинки со звуком [с] для Карлсона, со звуком [ш] для малыша
— Назови цифру и фрукт (согласование числительных и существительных)
- Дифференциация звуков [с] — [ш] в предложениях. Игра с мячом.
Произнеси отчетливо:
Шашки на столе, а шишки на сосне.
Саша шапкой шишку сшиб.
Старушки сушили сушки
Пошел Паша пешком- Понес мешок с песком.
Кешка в спешке скушал пешку.
- «Вставь пропущенную букву»
Малыш и Карлсон поспорили о том , как правильно составить слова: каждый хотел вставить только свою любимую букву. Давай попробуем разрешить их спор.
— Прочти слова, вставь нужную букву
-апка -анки мы-и -умка
Ква- -уба мо-ка -ова
Па-та
- Игра «Собери слово» Ребус, звуковой анализ слова.
Малыш и Карлсон переставили буквы в словах. Поставь буквы по размеру и прочитай слово (сушка)
- Итог.
Малыш и Карлсон благодарят тебя за помощь. Давай угостим их вареньем. Для Карлсона мы выбираем абрикосовое варенье (в нем звук [с]). Для Малыша вишневое (в этом слове [ш]).
Ефимова Мария Олеговна
учитель-логопед
г. Брянск