Дифференциация звуков [с] – [ш]

Программные задачи:

  • учить детей давать сравнительную характеристику звукам;
  • закрепить знание норм артикуляции звуков с-ш;
  • учить дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
  • упражнять в согласовании числительного с существительными;
  • развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, память, зрительное восприятие.

Оборудование: предметные картинки, слайды, сказочные герои Малыш и Карлсон, варенье в баночках – абрикосовое и вишневое.

Ход занятии:

  1. Организационный момент

У нас сегодня много гостей. Здравствуйте. Но они не одни. К нам прилетели Карлсон и Малыш.

  1. Введение в тему:

— Они просят тебя помочь научить их различать звуки, а вот какие, ты догадаешься, ответив на мой вопрос:
— Какой первый звук звучит в словах: шуба, шапка, штаны, шарф (звук [ш])
— Какой последний звук в словах: лес, нос, овес,
— Мы с тобой сегодня научим Малыша и Карлсона различать звуки [с-ш]

  1. Сравнение звуков [с] — [ш]

— С каким звуком летит снежинка? (с-с-с)
— Как шипит змея? (ш-ш-ш)
— Чем похожи эти звуки? (согласные, твердые, глухие)
-Чем отличаются? (с – губы в улыбке, язык лежит за нижними зубами; ш – губы окошечком, язык поднят вверх)

  1. Пальчиковая гимнастика «Шарик»

Надуваем быстро шарик.         Все пальцы обеих рук в «щеточке» и соприкосаются кончиками.

Он становится большой.           В этом положении дуть на них,
При этом пальчики принимают форму шара.

Вдруг шар лопнул,                      Воздух  «выходит» и пальцы

Воздух вышел –                           принимают исходное положение

Стал он тонкий и худой.

  1. Дифференциация звуков [с] — [ш] на слух и в произношении
  • Давай научим Малыша и Карлсона произносить звуки [с] — [ш] по схеме
  • Дифференциация изолированных звуков [с] — [ш] в слогах. Игра «Прочитай слог, найди картинку»
  • Дифференциация звуков [с] — [ш] в словах. Игра «наоборот» (с мячом)

— Замени в словах звук [ш] на звук [с]

Шок – сок                                               Машка – маска
Шутки – сутки                                      Мишка – миска
Башня – басня                                       уши – усы
Кашка – каска                                        наш – нас
Ваш – вас

— Назови какие предметы спрятаны на картинке. Друзей пора поторопить. Но что же к ужину купить? Продукты будто невидимки, узнать их трудно на картинке.
— Помоги разложить картинки со звуком [с] для Карлсона, со звуком  [ш] для малыша
— Назови цифру и фрукт (согласование числительных и существительных)

  • Дифференциация звуков [с] — [ш] в предложениях. Игра с мячом.

Произнеси отчетливо:

Шашки на столе, а шишки на сосне.
Саша шапкой шишку сшиб.
Старушки сушили сушки
Пошел Паша пешком- Понес мешок с песком.
Кешка в спешке скушал пешку.

  1. «Вставь пропущенную букву»

Малыш и Карлсон поспорили о том , как правильно составить слова: каждый хотел вставить только свою любимую букву. Давай попробуем разрешить их спор.

— Прочти слова, вставь нужную букву

-апка              -анки                   мы-и                   -умка
Ква-                -уба                     мо-ка                  -ова
Па-та

  1. Игра «Собери слово» Ребус, звуковой анализ слова.

Малыш и Карлсон переставили буквы в словах. Поставь буквы по размеру и прочитай слово (сушка)

  1. Итог.

Малыш и Карлсон благодарят тебя за помощь. Давай угостим их вареньем. Для Карлсона мы выбираем абрикосовое варенье (в нем звук [с]). Для Малыша вишневое (в этом слове [ш]).

Ефимова Мария Олеговна
учитель-логопед
г. Брянск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.