Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
Конспект урока по коррекции дисграфии
Тип урока: индивидуальный
Цель: Закреплять навык правописания слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать умение распознавать и грамотно писать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова,
- Формировать умение подбирать проверочные слова, проверять словарные слова по орфографическому словарю.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать словесно-логическое мышление, внимание, межполушарное взаимодействие, общую и мелкую моторику.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать адекватную самооценку.
Оборудование: схема плана проверки проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, карточка с изображением гнома Всезнайки, магниты, карандаши для самомассажа, карточки с заданиями.
Организационный момент:
Здравствуй! У нас в гостях гномик. Его зовут Всезнайка. Он будет вместе с нами на уроке и посмотрит, как ты справляешься с заданиями.
— Ноги на месте? – На месте.
— Руки на месте? – На месте.
— Спинка прямая? – Прямая.
— Локти у края? – У края.
Готова к занятию? Начинаем.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
— Вспомним, чему учились на прошлых уроках?
— Какие слова называются родственными?
— Проверим твои знания. Выполни задание «4-ый лишний». Прочитай слова, выдели корень. Назови лишнее слово и объясните свой выбор.
Полёт гора медовый вода
Лето горе медок провод
лётчик горка медный водичка
летать горный мёд водяной
Ответ ребенка: Училась подбирать родственные слова, выделять корень.
Молодец! Всезнайке понравились твои ответы.
Родственные слова — слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с логопедом и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
III. Постановка учебной задачи
— Тему нашего урока ты узнаешь, выполнив следующее задание. Прочитайте слова, поставь ударение, выдели корень, вставьт пропущенные буквы маркером, объясни написание:
Св_сток зв_нить
м_рковь л_гушка
— На какие две группы можно разделить эти слова? Слова с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной гласной (словарные слова). Какая тема урока? Поверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
— Какую цель поставим? Чему будем учиться на уроке?
— Учиться грамотно писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.
Ребенок выполняет задание (читает слово, ставит ударение, выделяет корень и подбирает проверочные слова, вставляет карточку-букву).
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
— Скажи, как мы можем проверить написание словарных слов? С помощью орфографического словаря (показ). А лучше словарные слова запоминать, т.к. не всегда в жизни мы можем воспользоваться орфографическим словарём.
— Как мы должны проверять проверяемую безударную гласную в корне слова?
— Вспомним правило правописания безударной гласной в корне слова. (Показ наглядного пособия с правилом после ответов детей)
План проверки безударной гласной в корне слова
- Прочитай слово
- Поставь ударение
- Выдели корень.
- Подбери проверочное слово: измени слово или подбери родственное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
- Запиши слово, вставляя букву, подчеркни орфограмму
Ребенок называет правило: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.
На магнитной доске плакат с планом и пунктами.
Ребенок составляет порядок действий и прикрепляет на плакат по пунктам на магниты.
Всезнайка рад, что ты справилась с заданием.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
VI. Подготовка кистей и пальцев рук к письму.
А теперь вместе с Всезнайкой мы выполним массаж рук и пальцев.
— Прежде, чем приступить к выполнению письменных упражнений сделаем массаж кистей и пальцев рук при помощи карандашей.
Мы точили, мы точили
Мы точили карандаш
Острый кончик получили.
Ребенок повторяет за логопедом движения.
VП. Первичное закрепление
1-е упражнение «Лестница».
— Используя план проверки безударной гласной, «спустись по лестнице». На доске – слова:
Пов_р
стр_ла
к_бина
гр_чата
д_журный
п_чтальон
ск_листый
м_линовый
— Назови словарные слова? Проверь их написание по своим орфографическим словарям. Ребенок выполняет задание в тетради.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
VIII. Закрепление материала.
2-е упражнение. Работа со словосочетаниями. (запись на карточках).
— Прочитай словосочетания. Как думаете, какое задание нужно выполнить?
— Выполняем упражнение, используя порядок действий проверки безударной гласной. Будь внимательной. Проверяй словарные слова по словарю, если сомневаешься в их написании. Записи выполняем на карточке фломастером.
1 карточка:
Др_жать ( ) от м_роза ( )
др_знить ( ) с_баку ( )
кр_кливая ( ) в_рона ( )
2 карточка:
Т_жёлый ( ) т_пор ( )
гн_здо ( ) с_роки ( )
б_льшой ( ) п_рог ( ) ПРОВЕРКА!
— Что заметила? Одно слово в словосочетании с проверяемой безударной гласной, а другое – с непроверяемой, словарное слово.
— Подобрать проверочные слова, записать их в скобках, вставить пропущенные буквы. Указать в скобках, если слово словарное.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
IX. Физминутка вместе Всезнайкой.
Давай, представим, что мы с тобой кусочки льда. Напрягись, ты очень твердый лед. А теперь, выглянуло солнце. И мы с тобой растаяли. Расслабься. Молодец!
- Упражнение на внимание. Если я назову слова с корнем лес, то хлопаешь в ладоши, а если слова с корнем лет или лёт, то прыгаешь на месте.
Лётчик, лесной, лесоруб, летать, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолёт.
- Гимнастика для глаз.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз.
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз.
Найти на картинке только животных и назвать. (на картинке изображены рыбы, насекомые, животные, птицы)
X. Работа с предложениями
— Составь с данными словосочетаниями предложения.
Комментированное письмо.
— Запиши эти предложения в тетрадях, комментируя написание.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
XI. Развитие неречевых процессов
Игра «Чего не стало?»
XII. Итог. Рефлексия
— Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли этой цели?
— Где пригодятся тебе эти знания и умения?
— Какие задания понравились? Какие задания показались тебе сложными?
— Как считаешь, нужно нам поработать ещё над этой темой?
— Оцени, пожалуйста, свою работу на уроке, прикрепив магниты на табло.
Анализируя, подводит итог. Оценивает свою работу на уроке.
Молодец! Ты справилась со всеми заданиями.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Софронова Виктория Вячеславовна
учитель-логопед, МКОУ ООШ №11
Свердловская обл., р.п. Верхние Серги