Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

Конспект урока по коррекции дисграфии

Тип урока: индивидуальный

Цель: Закреплять навык правописания слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать умение распознавать и грамотно писать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова,
  2. Формировать умение подбирать проверочные слова, проверять словарные слова по орфографическому словарю.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать орфографическую зоркость.
  2. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, межполушарное взаимодействие, общую и мелкую моторику.
  3. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку.

Оборудование: схема плана проверки проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, карточка с изображением гнома Всезнайки, магниты, карандаши для самомассажа, карточки с заданиями.

 

Организационный момент:

Здравствуй! У нас в гостях гномик. Его зовут Всезнайка. Он будет вместе с нами на уроке и посмотрит, как ты справляешься с заданиями.

— Ноги на месте? – На месте.
— Руки на месте? – На месте.
— Спинка прямая? – Прямая.
— Локти у края? – У края.
Готова к занятию? Начинаем.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

 

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

— Вспомним, чему учились на прошлых уроках?
— Какие слова называются родственными?
— Проверим твои знания. Выполни задание «4-ый лишний». Прочитай слова, выдели корень. Назови лишнее слово и объясните свой выбор.

Полёт   гора     медовый    вода
Лето     горе     медок      провод
лётчик   горка    медный    водичка
летать  горный   мёд         водяной

Ответ ребенка: Училась подбирать родственные слова, выделять корень.

Молодец! Всезнайке понравились твои ответы.

Родственные слова — слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с логопедом и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

 

III. Постановка учебной задачи

— Тему нашего урока ты узнаешь, выполнив следующее задание. Прочитайте слова, поставь ударение, выдели корень, вставьт пропущенные буквы маркером, объясни написание:

Св_сток зв_нить
м_рковь л_гушка

— На какие две группы можно разделить эти слова? Слова с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной гласной (словарные слова). Какая тема урока? Поверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

— Какую цель поставим? Чему будем учиться на уроке?

— Учиться грамотно писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Ребенок  выполняет задание (читает слово, ставит ударение, выделяет корень и подбирает проверочные слова, вставляет карточку-букву).

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения

— Скажи, как мы можем проверить написание словарных слов? С помощью орфографического словаря (показ). А лучше словарные слова запоминать, т.к. не всегда в жизни мы можем воспользоваться орфографическим словарём.

— Как мы должны проверять проверяемую безударную гласную в корне слова?

— Вспомним правило правописания безударной гласной в корне слова. (Показ наглядного пособия с правилом после ответов детей)

План проверки безударной гласной в корне слова

  1. Прочитай слово
  2. Поставь ударение
  3. Выдели корень.
  4. Подбери проверочное слово: измени слово или подбери родственное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
  5. Запиши слово, вставляя букву, подчеркни орфограмму

Ребенок  называет правило: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.

На магнитной доске плакат с планом и пунктами.

Ребенок составляет порядок действий и прикрепляет на плакат по пунктам на магниты.

Всезнайка рад, что ты справилась с заданием.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

VI. Подготовка кистей и пальцев рук к письму.

А теперь вместе с Всезнайкой мы выполним массаж рук и пальцев.

— Прежде, чем приступить к выполнению письменных упражнений сделаем массаж кистей и пальцев рук при помощи карандашей.

Мы точили, мы точили
Мы точили карандаш
Острый кончик получили.

Ребенок повторяет за логопедом движения.

 

VП. Первичное закрепление

1-е упражнение «Лестница».

— Используя план проверки безударной гласной, «спустись по лестнице». На доске – слова:

Пов_р
стр_ла
к_бина
гр_чата
д_журный
п_чтальон
ск_листый
м_линовый

— Назови словарные слова? Проверь их написание по своим орфографическим словарям. Ребенок выполняет задание в тетради.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

 

VIII. Закрепление материала.

2-е упражнение. Работа со словосочетаниями. (запись на карточках).

— Прочитай словосочетания. Как думаете, какое задание нужно выполнить?

— Выполняем упражнение, используя порядок действий проверки безударной гласной. Будь внимательной. Проверяй словарные слова по словарю, если сомневаешься в их написании. Записи выполняем на карточке фломастером.

1 карточка:

Др_жать ( ) от м_роза ( )
др_знить ( ) с_баку ( )
кр_кливая ( ) в_рона ( )

2 карточка:

Т_жёлый ( ) т_пор ( )
гн_здо ( ) с_роки ( )
б_льшой ( ) п_рог ( ) ПРОВЕРКА!

— Что заметила? Одно слово в словосочетании с проверяемой безударной гласной, а другое – с непроверяемой, словарное слово.

— Подобрать проверочные слова, записать их в скобках, вставить пропущенные буквы. Указать в скобках, если слово словарное.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

 

IX. Физминутка вместе Всезнайкой.

Давай, представим, что мы с тобой кусочки льда. Напрягись, ты очень твердый лед. А теперь, выглянуло солнце. И мы с тобой растаяли. Расслабься.  Молодец!

  1. Упражнение на внимание. Если я назову слова с корнем лес, то хлопаешь в ладоши, а если слова с корнем лет или лёт, то прыгаешь на месте.

Лётчик, лесной, лесоруб, летать, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолёт.

  1. Гимнастика для глаз.

Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз.
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз.

Найти на картинке только животных и назвать. (на картинке изображены рыбы, насекомые, животные, птицы)

 

X. Работа с предложениями

— Составь с данными словосочетаниями предложения.

Комментированное письмо.

— Запиши эти предложения в тетрадях, комментируя написание.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 

XI. Развитие неречевых процессов

Игра «Чего не стало?»

 

XII. Итог. Рефлексия

— Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли этой цели?
— Где пригодятся тебе эти знания и умения?
— Какие задания понравились? Какие задания показались тебе сложными?
— Как считаешь, нужно нам поработать ещё над этой темой?
— Оцени, пожалуйста, свою работу на уроке, прикрепив магниты на табло.

Анализируя, подводит итог. Оценивает свою работу на уроке.

Молодец! Ты справилась со всеми заданиями.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Софронова Виктория Вячеславовна
учитель-логопед, МКОУ ООШ №11
Свердловская обл., р.п. Верхние Серги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *