Конспект логопедического занятия на тему: «Домашние животные и их детёныши»
Цели:
- закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных;
- активизировать активный словарный запас по теме, развивать словообразовательную функцию речи;
- закрепить умение сравнивать части тела домашних животных и выделять отличительные признаки с помощью опорных схем;
- закрепить умение составлять простые распространенные предложения;
- учить составлять рассказ-описание по плану-схеме;
- развивать память, слуховое внимание, логическое мышление.
Предварительная работа:
- Повторение названий домашних животных.
- Отгадывание и разучивание загадок о домашних животных.
- Рассматривание картинок с изображением домашних животных (называние и показ частей тела, детенышей, где живут, чем питаются).
- Рисование домашних животных.
Оборудование:
картинки с изображением домашних животных и их детенышей, дидактическая игра «Кто где живёт?», мяч, дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?», опорные схемы для сравнения домашних животных, схема для составления описательного рассказа, наборное полотно, указка.
- Оргмомент
Л.: — К нам сегодня на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им
.Игра – упражнение «Угадай животное»
— Сядет тот, кто угадает животное:
Лохматая, пятнистая, злая – собака.
Большая, спокойная, рогатая – корова.
Сильная, резвая, стройная – лошадь.
Толстая, неторопливая, ленивая – свинья.
Кудрявая, тонконогая, пугливая – овца.
Маленькая, пушистая, ласковая – кошка.
Рогатая, бородатая, бодливая — коза.
По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением домашних животных на наборное полотно.
Л.: -Молодцы. Сядем правильно.
- Постановка учебной цели
Л.: — О ком были загадки?
Д.: -О домашних животных.
Л.:- Почему их называют «домашними»?
Д.: — Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает, и приносят ему пользу.
Л.: — Сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.
- Дидактическая игра «Назови ласково»
Л.: — Назовём домашних животных ласково. Корову мы назовём – коровушкой, лошадь..
Д.: — Лошадь мы назовём лошадкой.
Козу мы назовём – козочкой.
Свинью мы назовем – свинкой.
Собаку мы назовём — собачкой.
Кошку мы назовём – кошечкой.
Овцу мы назовём — овечкой.
- Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Л.: — Давайте вспомним, где живут домашние животные, и расселим их по их домам.
Д.: — Корова живет в коровнике, лошадь живет в конюшне, овца и коза живут в хлеве, свинья живет в свинарнике, собака живёт в конуре, кошка живёт вместе с хозяином в доме.
Л.: — Молодцы, вы правильно расселили всех животных.
- Дидактическая игра «Чья мама, чьи детки?»
Л.: — Ребята, детеныши домашних животных потерялись. Поможем мамам вернуть своих детей?
Д.: -Да.
( У детей на столах лежат картинки с изображением детёнышей домашних животных).
«Один, два, три
Картинку переверни».
Л.: — Егор, у тебя кто?
Д.: — Это поросёнок.
Л.: — Кто его ищет?
Д.: -Его ищет мама свинья.
Это козленок, ягнёнок, жеребенок, теленок, котенок, щенок. (Его ищет мама овца, коза, лошадь, корова, кошка, собака).
(Картинки с изображением детенышей выставляются на наборное полотно рядом с картинками с изображением взрослых домашних животных).
Л.: — Мамы очень благодарны вам за своих детенышей.
- Динамическая пауза
Л.: «Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Её шерстка развернулась».
(Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот)
Л.: — Займите свои места за столами.
- Дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?»
Л.: — Вспомним, как домашние животные помогают людям?
Л.: Кошка…
Д.: Кошка ловит мышей, поднимает настроение.
Л.: Собака…
Д.: Собака сторожит дом и человека.
Л.: Лошадь …
Д.: Лошадь возит грузы.
Л.: -Овца и коза …
Д.: Овца и коза дают шерсть.
Корова, коза, лошадь, овца…
Д.: — Корова, коза, лошадь, овца дают молоко.
Л.: -Что дают свинья, лошадь, коза, овца…
Д.: — Свинья, лошадь, коза, овца дают мясо.
-Молодцы, правильно ответили на вопросы.
- Сравнение частей тела и выделение отличительных признаков («Что у кого?»).
Л.: — Посмотрите на домашних животных. Назовите одинаковые части тела всех животных.
Д.: — Голова, уши, туловище, хвост, ноги.
Л.: — Посмотрите на схему и назовите отличительные признаки… коровы, лошади, свиньи, кошки, собаки, козы, овцы (Дети выходят к доске, показывают и выделяют отличительные признаки животных).
Д.: — У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце.
У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу.
У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком.
У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост.
У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост.
У козы длинные рога, есть бородка, вымя, на ногах копыта.
У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта.
Л.: — Молодцы, ребята. Правильно рассказали.
- «Составь рассказ»(Составление рассказа описания с опорой на схему).
Л.: — Составим о домашних животных рассказ. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме (Логопед перечисляет схему).
Схема:
Кто это?
Где живет?
Внешний вид (Отличительные признаки)
Чем питается?
Как называют детёнышей?
Какую пользу приносит?
Л.: -Послушайте, какой рассказ составлю я.
Это корова. Корова домашние животное. Корова живет в сарае, в коровнике. У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы — теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и мясо.
Л.: — Кто попробует составить рассказ о своем животном.
Д.: — Я расскажу о лошади.
1) Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.
Д.: — Я расскажу о свинье.
2) Это свинья. Свинья домашнее животное. Свинья живет в сарае, в свинарнике. У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи — поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.
Д.: — Я расскажу о кошке.
3) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки — котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.
Д.: — Я расскажу о собаке.
4) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки — щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.
Д.: — Я расскажу о козе.
5) Это коза. Коза домашнее животное. Коза живет в сарае, в хлеве. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом. Детеныш козы — козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Д.: — Я расскажу об овце.
6) Это овца. Овца домашнее животное. Овца живет в сарае, в хлеве. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Молодцы, хорошие рассказы составили.
- Итог занятия
Л.: – О каких животных мы сегодня говорили на занятии?
Д.: — О домашних животных.
Л.: — Почему их так называют?
Д.: — Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает, и приносят ему пользу.
Л.: — Понравилась вам занятие?
Л.: — Что вам понравилось на занятии?
- Оценка деятельности детей
Л.: -Сегодня на занятии все хорошо занимались, старались. Молодцы!
Д.: — Занятие окончено, тихо встаем. Давайте попрощаемся с гостями и скажем дружно: До свидания! Тихо идем за мной в группу.
Лепёшкина Любовь Анатольевна
учитель-логопед, МБДОУ ДС №26
Челябинская обл., г. Озёрск