Здоровьесбережение в педагогической практике

«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс
санитарно-эпидемиологических норм и правил
и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил и венцом
этой гармонии является радость творчества!»

В.А. Сухомлинский

На современном этапе развития отечественного образования проблемы здоровьясбережения детей встают достаточно остро. Объясняется это устойчивыми негативными тенденциями ухудшения физического состояния детей, их психического здоровья. Стрессовые ситуации, увеличение учебной нагрузки, утрата образов здорового образа жизни – все это пагубно сказывается и на детской психике, и на всем растущем организме.

Ответственность за жизнь и здоровье учащихся в немалой степени ложится на образовательное учреждение. Перед педагогами ставится задача – пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье.

В настоящее время использование методов здоровьесбережения в деятельности учителя-логопеда также становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.

Учителя-логопеды выделяют следующие принципы и задачи здоровьесбережения:

Принципы:

  • Не навреди!
  • Непрерывность и преемственность.
  • Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
  • Комплексный и междисциплинарный подход.

Задачи:

  • Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи.
  • Создание благоприятного климата на логопедическом занятии.
  • Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья.
  • Коррекция недостатков моторного недоразвития.

Я применяю на своих занятиях методы здоровьесбережения, которые позволяют развивать речевое дыхание, мелкую моторику, формировать произношение, фонематический слух.

Развитие речевого дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требует большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Поэтому конечной целью тренировки речевого дыхания является тренировка длительного выдоха, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи.

На своих занятиях я использую игры «Насос», «Горка», «Свечка», «Парашютик» и т.п., которые помогают детям развить речевое дыхание.

Мелкая моторика – это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того на кончиках детских пальцев находятся мышление и речь. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики еще важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев.

В своей работе я использую фасоль, пшено, рис, горох. Почему меня привлек именно этот материал? Во-первых, это экологически чистые продукты, во-вторых, они имеют разную поверхность (гладкую, шершавую и т.д.). это развивает тактильные ощущения ребенка. Разная величина этих круп развивает зрительное восприятие, ориентацию в пространстве. Сам захват крупы иногда является для детей сложным действием. Нужно иметь определенную ловкость, точность движений, чтобы взять, не уронив ее.

Игры с крупами использую непосредственно в своей логопедической деятельности. Их регулярное применение дает хороший результат: развивается ловкость пальцев, дети более быстро учатся держать правильно карандаш, более быстро проходит коррекция звукопроизношения и автоматизация звуков в речи. Данные игры могут использовать и родители в домашних условиях.

Значение красивой и грамматически правильной речи в жизни ребенка трудно переоценить. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми, взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр и занятий. Доказано, что многие дети, имеющие недостатки в речевом развитии испытывают значительные трудности при усвоении навыков чтения и письма, является стойкими неуспевающими в школе.

Поэтому, моя задача, как учителя-логопеда сделать все возможное для развития правильной речи детей, используя здоровьесберегающие технологии.

Оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме. И любой, даже незначительное, казалось бы, достижение становится общим праздником!

Назаренко Татьяна Владимировна
учитель-логопед, МБДОУ «ДСОВ №20»
Респ. Коми, г. Усинск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *