Конспект занятия в старшей группе «В гостях у Осени»

Образовательные цели:

  • закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;
  • расширять и активизировать словарь;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных).

Задачи:

  1. Коррекционно-развивающие:
    • развитие речевого дыхания;
    • развитие мелкой моторики кистей рук;
    • развитие общей моторики;
    • развитие координации движений с речью;
    • развитие связной речи;
    • развитие зрительного восприятия;
    • развитие памяти, внимания, мышления, смысловой догадливости при отгадывании загадок;
    • развитие творческого воображения.
  1. Образовательные:
    • уточнить и расширить словарь по теме “Осень”;
  1. Воспитательные:
    • воспитывать интерес к занятиям;
    • воспитывать навыки самостоятельности и активности;
    • формировать навыки сотрудничества
    • прививать любовь к природе.

Материал:

  • мячик;
  • карточки  с дарами осени (пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы);
  • две корзины и большой короб
  • муляжи овощей и фруктов;
  • шишки по количеству детей;
  • пульверизатор с раствором (вода +капля соснового масла);
  • коврики ортопедические по количеству детей;
  • красная и голубая ленты;
  • клавесы и шумелки по количеству детей;
  • карандаши по количеству детей;
  • осенние листья трафареты;
  • березовые, дубовые, кленовые листья – наклейки по количеству детей.

Предметный словарь:

  • осень, лес, листья, листопад, деревья, береза, дуб, клен, трава, дождь, солнце, ветер, погода, урожай, овощи, фрукты, пшеница, ягоды, грибы  и т.д.

Словарь признаков:

  • дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, солнечная, ясная, щедрая, желтые, красные, оранжевые, разноцветные, березовый, дубовый, кленовый и т.д.)

Глагольный словарь:

  • желтеют,  краснеют, опадают, высыхает, идут, светит, улетают, кружатся, ложатся, летят, шуршат, шелестят, впадают, меняют, собирают  и т.д.

 

  1. Организационный момент.

Время года отгадай:

Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.                (Осень)

  1. Объявление темы.

— Сегодня мы отправляемся в гости к  осени. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

  1. Игра «Назови, какая осень?»

Логопед: “Ребята, у меня есть мячик. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “…” и бросать мне мяч обратно.

Какая  бывает осень, если идет дождь? – дождливая,

Какая  бывает осень, если дует ветер – ветреная,

Какая  бывает осень, если на улице холодно, какая осень? – холодная,

Какая  бывает осень, если пасмурно – пасмурная,

Какая  бывает осень, если сыро – сырая,

Какая  бывает осень,  если  хмуро – хмурая,

Какая  бывает осень, если по небу плывут серые, темные облака – облачная,

Какая  бывает осень, если  солнечно – солнечная,

Какая  бывает осень, если  ясно – ясная,

А еще осень, конечно же,  щедра, она тогда какая – щедрая.

 

Щедра на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы). А теперь закончите предложения.

  1. Игра «Закончи предложения»

В поле собирают урожай (чего?) — … (Пшеницы)

В огороде собирают урожай (чего?) — … (Овощей)

В саду собирают урожай (чего?) — … (Фруктов)

В лесу собирают урожай (чего?) — … (Ягод, грибов)

 

Давайте и мы с вами соберем сегодня урожай с нашего «сада-огорода», урожай овощей и фруктов. Выставляется короб с дарами осени, а дети должны отсортировать отдельно овощи, отдельно фрукты.

  1. Игра «Собирай урожай».

Деление детей на команды, выдача им реквизита в виде корзинок, в которые они собирают урожай. Одна команда овощей, другая фруктов.

Муз. сопровождение :Детская песенка «Урожай собирай»

 В коробе помимо овощей и фруктов помещаю шишку.

В конце игры акцентирую внимание на том, что в коробе осталась шишка. Задаю вопрос: «Ребята, чей это дар?», … «Правильно, леса!»

  1. Пальчиковая гимнастика «Шишка»

Дети получают реквизит шишка и встают в круг.Выполняют движения, согласно текста.

Я в лесу нашла шишку,
Шершавую малышку,
В ручках ее сжимаю,
В ладошках ее катаю
По ладошке БАМ БАМ БАМ
И соседу передам!
Я в лесу нашла шишку,
Шершавую малышку,
В ручках ее сжимаю,
В ладошках ее катаю
И по носику  БАМ БАМ
И соседу передам! 

Давайте побываем в осеннем лесу.

 Включается музыка: Звуки тишины – осеннего леса

  1. Гимнастика для глаз   «Вот стоит осенний лес»

Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева – сосна, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
Почувствуй, что произойдет с тобой!

Прошу закрыть детей глаза и пульверизатором разбрызгиваю, заранее приготовленную воду с ароматом сосны.

Что произошло ребята? …Правильно, пошел дождик.

  1. Динамическая пауза “Дождик”.

ЛогопедДавайте поиграем с вами в игру «Дождик». Выставляю ортопедические коврики, которые служат определенными «stopами» –островками безопасности, где можно укрыться от дождя.

“Капля раз, капля два, (прыжок на одной ноге, потом на другой)
Очень медленно сперва. (медленно бегут на носках по кругу)
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом. (быстро бегут в разные стороны)
Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)
От дождя себя укрыли”  (руки полукругом над головой)

  1. Дыхательная гимнастика «Холодный и теплый ветерок»

 А как хорошо дышится после дождя.Давайте подышим ароматом осеннего леса! Встаньте прямо, начинайте дуть, когда я покажу вам ленточку. Если ленточка будет голубого цвета, то дуть мы будем холодным воздухом, вытянув губы трубочкой. Если покажу красную ленточку, то дуть будем теплым воздухом, произнося: «Х-х-х-х», губы в форме бублика.  Сделайте вдох носом, выдох ртом на ленточку.

  1. Динамическая пауза “Листопад”

Ну вот,  наш ветер подул так сильно, что листочки полетели с деревьев. Ребята как называется это явление в природе?… Правильно, листопад. Предлагаю поиграть. Представьте, что вы осенние листики.

Листопад, листопад, (в руке листья, взмах руками поочередно)
Листья желтые летят, (бег по кругу)
Под ногами шелестят, (замедленный темп)
И летят, летят, летят… (приседают на пол)

После каждого раза, детям предлагается отгадать загадку. Встает только тот, кто знает ответ. И так далее, пока все не будут отгаданы.

  1. Отгадывание загадок «Животные леса»

 Последним загадывается еж. Посмотрите,  ежик принес вам карандаши.

Далее идет работа за столами. Детям выдаются трафареты осенних листочков и картон для рисования. Необходимо обвести листик и закрасить его в выбранный цвет(красный, желтый, оранжевый, зеленый).

  1. Сенсорное развитие

 Упражнение «Обведи листочек». У детей на столе бумага, карандаши, листочки с разных деревьев.

Зачин логопеда:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Карандашик я возьму.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Я листочек обведу.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой,
Мой листочек небольшой.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай,
Ты листок не улетай!

Дети повторяют зачин, затем кладут листок на бумагу, обводят его карандашом, заштриховывают.

  1. Вручение подарков

Каждому ребенку в подарок наклейка листик.

Тебе лист с березы, он какой? — березовый
тебе лист с дуба, он какой? – дубовый
тебе лист с клёна, он какой? – кленовый. 

  1. Рефлексия.

Ребята понравилось вам в гостях у осени?

Что нового вы узнали сегодня на занятие?

Что запомнилось вам наиболее ярко?

Бойцова Олеся Викторовна
учитель-логопед, НШДС №33
г. Юрга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *