Феномен левшества. Особенности воспитания и образования леворуких детей в детском саду

Вступление

Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Стремление разгадать ее – по сути, отражение глубинного желания человека постичь природу иного, необычного, осознать свою особенность.

Почти все люди на земле праворукие и только часть из них (5-8%) – другие, не такие, как все. Поэтому весь наш мир приспособлен для праворукого большинства – от направления написания фраз, разметки на дорогах до расположения дверных ручек. В праворуком мире левши вынуждены приспосабливаться к любым неудобствам с раннего детства.

Тема воспитания леворуких детей в последнее время стала очень популярной и актуальной. Дело в том, что в обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие — проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Поэтому в последнее время появилось достаточно много работ и в научной, и в популярной литературе, посвященной левшеству: Безруких М.М., Бертран П.М., Николаева Е.И., Семенович А.В., Хорсанд Д.В. и др.

Теоретические основы понятия левшества

Семенович А.В. так определяет левшество и леворукость: «Левшество – это проявление устойчивой, неизменной, психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, это левшество истинное, генетически заданное». И там же Леворукость – это термин, «отражающий предпочтение, активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека».

Благодаря проведенным исследованиям, было установлено, что ребенок «правополушарный» – левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

Некоторые дети начинают оказывать предпочтение левой или правой руке с младенческого возраста, в то время, как другие и в детском саду не делают никакого различия. Большинство малышей выбирают ведущую руку около трех лет. В это время переключение с одной руки на другую является правилом. Однако есть дети, которые “тянут” с выбором до шести лет. И приблизительно 20 процентов детей так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками.

Психологи отмечают следующие качества леворуких детей:

  • “Левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
  • Обычно — это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
  • У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
  • Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
  • Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
  • Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда — плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но в то же время специалисты подчеркивают: леворукость – индивидуальный вариант нормы. Ведь и среди детей-правшей упрямых, капризных и возбудимых ничуть не меньше, чем среди левшей.

Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.

Левое полушарие:

  1. Конкретное мышление
  2. Математические вычисления
  3. Сознательное запоминание
  4. Правая рука
  5. Речь
  6. Правый глаз
  7. Чтение и письмо
  8. Двигательная сфера

Правое полушарие:

  1. Абстрактное мышление
  2. Образная память
  3. Бессознательное запоминание
  4. Левая рука
  5. Ритм, восприятие музыки, интонации
  6. Левый глаз
  7. Ориентировка в пространстве
  8. Чувственная сфера

При этом важно отметить, что тип мозговой организации (соответственно правшество и левшество) и предпочтение той или иной руки (соответственно праворукость и леворукость) не всегда совпадают. Очень часто, особенно у детей, леворукость оказывается временным признаком. Он отражает лишь факт задержки формирования межполушарных взаимоотношений и закрепления доминантности левого полушария (правой руки), в таких случаях происходит «превращение» левши в правшу.

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос. В ХХ веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил.

Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом, упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения – более точными.

Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.
Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденной» леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит «насильственное» переучивание.

Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становится леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье не было леворукого.

Существует и еще один вариант появления леворукости – «компенсаторный», при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

Таким образом, происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно, одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Последствия переучивания леворуких детей

Раньше существовала практика переучивания леворуких детей. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье, и в детском саду, и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они? Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть. В противном случае у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее. Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики — навязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество. Насмешки и передразнивания сверстников, раздражение воспитателя, замечания родителей делают свое дело. Нарушения закрепляются. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.

Воспитание и образование левшей в детском саду

Педагоги ДОУ обязаны обратить внимание и помочь леворукому ребенку и его родителям. Здесь важно правильно квалифицировать трудности ребенка и подобрать адекватную именно ему программу психолого-педагогического сопровождения. Ведь и у правшей, и у левшей могут быть не сформированы пространственные, временные представления, речевые и двигательные процессы. Но у левшат эти знаки отклоняющегося развития могут иметь более комплексный характер, обусловленный качественным своеобразием мозговой организации их психики. Именно поэтому необходимо знать ее основные характеристики, уметь выявить их и учитывать.

Дети-левши требуют тщательного наблюдения и особым образом организованного психолого-педагогического сопровождения с безусловным участием родителей. Поскольку у левшей преобладает образное мышление, то в процессе обучения и воспитания леворуких детей необходимо учитывать следующие их особенности:

  1. Для левшей характерно лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей), поэтому леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении же часто используются схемы, модели, которые могут быть трудны для этих детей, так как левши часто путают правую и левую сторону, иногда верх и низ.
  2. Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия характерны для многих леворуких детей. Особенно трудны для них задания мысленного манипулирования фигурами.
  3. По данным М.М. Безруких, леворукие дети с отмеченной задержкой речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левого полушария мозга), будут испытывать трудности в формировании навыков не только письменной, но и устной речи, чтения. У них неизбежны трудность восприятия речи.

Дислексия, как частичное расстройство процесса овладения чтением проявляется у леворуких детей в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены.

Особенностью письма леворуких детей является зеркальность. У большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо. И у левши после овладения обычным письмом внезапно, в момент утомления или невнимательности, может проявиться зеркальное письмо. Полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после десяти – одиннадцати лет.

Существует также ряд рекомендаций для педагогов ДОУ, реализуя которые можно облегчить жизнь леворукому ребенку:

  • Помочь организовать рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, что бы свет падал справа.
  • Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, что требуется выполнить.
  • Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  • Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына или дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.
  • Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в группе для привития детям уважения к индивидуальным особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, нехарактерных большинству.

Заключение

В заключении нужно подчеркнуть, что категории риска является не левшество, как таковое, а те нарушения или отклонения в развитии и здоровье конкретного леворукого ребенка, которые могут вызвать трудности в процессе обучения в детском саду и в школе. Если же ребенок нормально рос и развивался, если его не переучивали ни дома, ни в детском саду, то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребенку.

М.М. Безруких советует родителям и педагогам, работающим с ребенком, «учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливыми и добрыми, уметь помочь преодолеть неизбежно возникающие трудности, не делая из них трагедии», т.е. просто уметь его понимать. Понять ребенка левшу, можно только при условии безусловного уважения к нему.

Список литературы

  1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана – Граф, 2005.
  2. Бертран П.М. Зеркальные люди. История левшей. Пер. с Франц. К. щербино. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
  3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные ассиметрии человека. – М.: Медицина, 1988.
  4. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Левши. М.: Издательство «Книга, лтд», 1994.
  5. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – Спб.: Питер, 2006.
  6. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: Диагностика, обучение, коррекция. – Спб.: «Детство-пресс», 2005 .
  7. Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007.
  8. Хорсанд. Д.В. Если ребенок левша…- М.: АСТ; СПб: Сова, 2006.
  9. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  10. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула: Арктоус, 1997.

Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед МДОУ » Детский сад №176″
г. Ярославль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *