Рекомендации для родителей по развитию общих речевых навыков и фонематического слуха
Рекомендации родителям по развитию речевого слуха детей
Предлагаемые дидактические игры помогут Вашему ребенку развить фонематический слух, т.е. слух к звукам речи. Это необходимо для успешного овладения грамотой и чтением в дальнейшем обучении ( как в детском саду, так и в школе).
- «Что ты слышишь вокруг?» – закрой глаза и слушай звуки вокруг (проехала машина, стучат за стеной и т.д.).
- «Угадай, что звучит» — закрой глаза, я буду шуметь разными предметами, а ты угадывай (стук руки по столу, комканье бумаги, переливание воды, щелканье пальцами и т.д.)
- «Кто как кричит?» – как кричит корова, собака, петух, лев и др.
- «Услышишь – хлопни» — если услышишь звук (Ж) – хлопни в ладоши. Взрослый называет цепочку любых звуков, произнося из коротко, а ребенок «ловит» только звук (Ж).
- «Запомни – повтори» — я назову слоги, а ты повтори – ма – на – та; ту – пу – ку; ла – лу – лы и т.п. Слоговые ряды могут удлиняться до 4-5-ти за один повтор.
- «Первый звук» – послушай слово и выдели звук, с которого оно начинается – кот – «к»; мак – «м»; зонт – «з» и др.
- «Последний звук» — послушай слово и выдели звук, на который оно заканчивается – мама – «а»; слон – «н»; дом – «м» и др.
- «Подбери слово» — подбери слово на звук «т» – тапки, табурет, туфли, тарелка и т.д. Чем больше слов подберет ребенок, тем лучше. Взрослый помогает и меняет звук (ш), (с), (к) и др.
- «Какой звук тянется?» – послушай слово и назови звук, который тянется – ды-ы-ым – «Ы»; ко-о-ом – «О»; та-а-м – «А» и т.д.
- «Подбери слово с звуком (П) в начале, середине, конце» – подбери слово на звук «п» — пух; подбери слово, чтобы звук «п» был в середине слова – тапки; подбери слово со звуком «п» в конце слова – хлоп. Взрослый помогает и меняет звук.
- «Собери слово» – я произнесу звуки, а ты составь из них слово – Т-Ы – ты; М-И-Р – мир; С-Ы-Р – сыр и т.д.
- «Сосчитай звуки» — я произнесу слово по звука, а ты их сосчитай – М-Ы — 2 звука; К-О-Т – 3 звука; М-У-Х-А – 4 звука и т.д.
- «Подставь звук в начале слова» – я произнесу слово, а ты подставь звук «Т» в начале, что получится? — -ам – ТАМ; -ук – ТУК; — ом – ТОМ; -ома – Тома; -оля – Толя и т.д.
- «Подставь звук в конце слова» – договаривай мои слова звуком «С» – нё –НЁС; пё – ПЁС; ле – ЛЕС; Ки – КИС и др.
Рекомендации родителям по развитию общих речевых навыков детей
Предлагаемые дидактические игры и упражнения помогут Вашему ребенку развить активный словарь, сформировать грамматический строй речи, слоговую структуру слова и навыки словоизменения.
- «Назови ласково» — назови ласково кошку – кошечка; собаку – собачка; шкаф – шкафчик и т.д. Слова могут быть любыми, но знакомыми для ребенка.
- «Один – много» — повтори по образцу – кот- коты; дом – дома; дерево – деревья и др.
- «Сосчитай до 10» — сосчитай стулья – один стул, два стула, три стула и т.д. Считать можно все окружающие предметы.
- «Какой, какая, какие» — подбери слова, отвечая на вопрос – какая? – зима – какая ?- холодная, морозная, снежная, лютая, долгожданная и т.п. взрослый помогает и меняет слова.
- «Что делает?» – перечисли все, что делает собака – лает, тявкает, рычит, бегает, грызет, охраняет и т.д. чем больше глаголов назовет ребенок, тем лучше.
- «Скажи наоборот» — светло – темно, горячо – холодно и т.д. взрослый говорит первое слово, а ребенок подбирает противоположное по смыслу.
- «Назови одним словом» — я перечислю предметы, а ты назови всю группу – ложка, вилка, тарелка, кастрюля – ПОСУДА; яблоко, груша. апельсин, банан – ФРУКТЫ и др.
- «Продолжи ряд» — я начну называть слова одной группы, а ты продолжай – собака, кошка, коза, КОРОВА, добавляет ребенок, назвав домашнее животное. Чем больше слов ребенок подберет, чем лучше.
- «Прохлопай слово» — проговори слово по частям, отхлапывая каждый слог – слОн – 1 хлопок, кОш – кА – 2 хлопка; мА-шИ-нА – 3 хлопка. Взрослый помогает ребенку, помня о правиле – СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
- «Цвет, форма, величина» — расскажи о предмете, называя его цвет, форму, величину: мяч – красный, круглый, маленький. Описывать можно любые предметы и чем детальнее сделает это ребенок, тем лучше.
- «Что такое?…» – объясни мне, что такое стол, сковородка, машина, дом, самолет, земля и др. Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, подсказывает нужные слова. Чем подробнее и понятнее будет объяснения ребенка, тем лучше.
Иванова Анна Владимировна
учитель-логопед, МДОУ «Детский сад №176»
г. Ярославль