Формирование глагольного словаря у дошкольников
Глагольный словарь – это совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в формах лица, времени, числа и рода.
Главным звеном фразовой речи является глагольный словарь. В нашей жизни невозможно правильно построить предложение, в котором будет ясна вся мысль без ГЛАГОЛОВ. Первыми в речи детей появляются существительные, а затем только глаголы, потому что глаголы имеют большую степень абстракции.
Лексическое значение глагола разнообразно и может означать:
- Действия (слушать, кричать, бежать);
- состояния (веселиться, радоваться);
- отношения (уважать, игнорировать) и т.д.
Когда ребенок узнает особенности предметов он обращает внимание на их связь, которая передаётся в речи глаголами: цветок растет, цветок пахнет, пчела летает, пчела жужжит. На первом этапе ребенок овладевает слова обозначающие действия, которые он чаще всего совершает и наблюдает в повседневной жизни: играть, гулять, спать и т.д. Слова с более выраженной степенью абстракции (страдать, размышлять, любить и т.п.) появляются еще позже. Большое количество глаголов в словаре ребенка помогает лучшее и точнее выразить свою мысль.
Постепенное формирование и усвоение глагольного словаря у детей, связано с уровнем развития речи ребёнка и прохождения каждого из этапов усвоения языка. Глаголы в сравнении с существительными усваиваются гораздо сложнее для ребенка, так как не все действия, которые они обозначают, можно наблюдать в повседневной жизни. Так же вызывают затруднения множество действий, которые похожи друг с другом, но называются по-разному: стучать-бить, спать-дремать, мыть-чистить и т.п. У многих детей появляются трудности в усвоении слов, которые обозначают действия и не часто встречаются в их жизни: сажать, чирикать, ворковать и т.п. Детям иной раз не удаётся вычислить детали, которые отличают действия друг от друга: чистит-моет, идёт-ползёт.
Хотелось бы выделить, что названия действий (кроме слова дай) появляются позже, чем названия предметов. К полутора годам у ребенка чаще всего присутствуют такие звукосочетания глаголов: «ди», «дай», «бух» и звуковые комплексы (куп-куп, дай-дай, ням-ням), эти комплексы опускаются при построении предложений. Бывают случаи что дети используют в речи только набор «своих» слов и отказываются повторять слова, которые им предлагаются.
Можно сделать вывод, что познание ребенком родного языка – это сложный процесс, в котором усвоение и вычисление одних элементов и единиц речи тесным образом соподчинено с усвоением других единиц и явлений. Таким образом, можно выделить, что одни языковые элементы усваиваются детьми раньше, а другие значительно позднее. Вследствие чего на разных стадиях развития речи одни языковые группы оказываются уже усвоенными, а другие усвоены частично, третьи не могут быть усвоены в ближайшее время. Каждому периоду развития синтаксических построений соответствует определённый уровень морфологического построения слов, наличие у ребенка тех или иных частей речи, звуков родного языкa, их сочетаний, слоговой структуры словa.
Рыболовлева Дарья Юрьевна
воспитатель, Талицкий детский санаторий
г. Киров