Формирование глагольного словаря у дошкольников

Глагольный словарь – это совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в формах лица, времени, числа и рода.

Главным звеном фразовой речи является глагольный словарь. В нашей жизни невозможно правильно построить предложение, в котором будет ясна вся мысль без ГЛАГОЛОВ. Первыми в речи детей появляются существительные, а затем только глаголы, потому что глаголы имеют большую степень абстракции.

Лексическое значение глагола разнообразно и может означать:

  • Действия (слушать, кричать, бежать);
  • состояния (веселиться, радоваться);
  • отношения (уважать, игнорировать) и т.д.

Когда ребенок узнает особенности предметов он обращает внимание на их связь, которая передаётся в речи глаголами: цветок растет, цветок пахнет, пчела летает, пчела жужжит. На первом этапе ребенок овладевает слова обозначающие действия, которые он чаще всего совершает и наблюдает в повседневной жизни: играть, гулять, спать и т.д. Слова с более выраженной степенью абстракции (страдать, размышлять, любить и т.п.) появляются еще позже. Большое количество глаголов в словаре ребенка помогает лучшее и точнее выразить свою мысль.

Постепенное формирование и усвоение глагольного словаря у детей, связано с уровнем развития речи ребёнка и прохождения каждого из этапов усвоения языка. Глаголы в сравнении с существительными усваиваются гораздо сложнее для ребенка, так как не все действия, которые они обозначают, можно наблюдать в повседневной жизни. Так же вызывают затруднения множество действий, которые похожи друг с другом, но называются по-разному: стучать-бить, спать-дремать, мыть-чистить и т.п. У многих детей появляются трудности в усвоении слов, которые обозначают действия и не часто встречаются в их жизни: сажать, чирикать, ворковать и т.п. Детям иной раз не удаётся вычислить детали, которые отличают действия друг от друга: чистит-моет, идёт-ползёт.

Хотелось бы выделить, что названия действий (кроме слова дай) появляются позже, чем названия предметов. К полутора годам у ребенка чаще всего присутствуют такие звукосочетания глаголов: «ди», «дай», «бух» и звуковые комплексы (куп-куп, дай-дай, ням-ням), эти комплексы опускаются при построении предложений. Бывают случаи что дети используют в речи только набор «своих» слов и отказываются повторять слова, которые им предлагаются.

Можно сделать вывод, что познание ребенком родного языка – это сложный процесс, в котором усвоение и вычисление одних элементов и единиц речи тесным образом соподчинено с усвоением других единиц и явлений. Таким образом, можно выделить, что одни языковые элементы усваиваются детьми раньше, а другие значительно позднее. Вследствие чего на разных стадиях развития речи одни языковые группы оказываются уже усвоенными, а другие усвоены частично, третьи не могут быть усвоены в ближайшее время. Каждому периоду развития синтаксических построений соответствует определённый уровень морфологического построения слов, наличие у ребенка тех или иных частей речи, звуков родного языкa, их сочетаний, слоговой структуры словa.

Рыболовлева Дарья Юрьевна
воспитатель, Талицкий детский санаторий
г. Киров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *