Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют, как совокупность тематически объединённых отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:

  1. логические — отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
  2. функционально-стилевые — отнесенность речи к партнерам общения;
  3. психологические — отнесенность речи к сферам общения;
  4. грамматические — отнесенность речи к структуре языка.

Речь считается связной, если для нее характерны содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию), логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих), правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной формой языкового общения, имеет ярко выраженную социальную направленность, служит потребностям непосредственного живого общения, представлена обменом высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. Диалогическая речь состоит из реплик, из цепи речевых реакций, осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Она опирается на общность ситуации, знание того, о чем идет речь. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развёрнутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм.

Вместе с тем именно в диалоге ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности. Она значительно развёрнута и грамматически оформлена, чем диалогическая речь. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует развитию умения ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Основная цель развития диалогической речи у дошкольников — научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы.

Дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями:

  • умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);
  • умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;
  • умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
  • владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);
  • умение использовать мимику и жесты;
  • умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы:

  1. Разговор воспитателя с детьми.
  2. Чтение литературных произведений.
  3. Словесные поручения.
  4. Речевые ситуации.
  5. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
  6. Беседа.

В методике развития речи разработано много дидактических игр:

«Факты», «Согласен — не согласен», «Не говорить «да» и «нет»» и др. Подвижные игры, содержащие диалоги («Гуси-гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Игры-инсценировки и игры- драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий.

 

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Овладение связной монологической речью — одна из главных задач речевого развития ребенка. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов:

  • описание (мир в статике),
  • повествование (события в движении и во времени),
  • рассуждение (установление причинно-следственных связей).

По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы связного высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Описание — это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов — описаний часто используется лучевая связь, при которой объект называется, а затем каждое качество или признак объекта присоединяется к его характеристике. Детей учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.

Повествование — это сюжет, развертывающий во времени и в логической последовательности. Основное назначение повествования — передавать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому структура повествования включает в себя начало, середину и конец высказывания (завязка, кульминация, развязка). Структура повествования должна четко соблюдаться. При обучении детей построению повествования важная роль отводится разным способам организации зачинов: слова «однажды», «как-то раз»; может быть указано место и (или) время события, действия. В повествовании используются самые разнообразные лексические и грамматические средства. Особенно это относится к глаголам, с помощью которых можно выстраивать последовательность действий и событий. Дети могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных картин. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный вывод. Особенно важно развивать у детей умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения реализуются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого высказывания, составления плана и рассказ по нему, использованные схемы (модели) текста и различные упражнения. Работа по развитию связной речи (диалогической и монологической) проводится на занятиях.

Примерный программный материал.

Тема: «Знакомство с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово- действие».
Тема: «Составление предложений, объединяющих слова-предметы и слова- действия (простое нераспространённое предложение)».
Тема: «Составление распространённых предложений. Понятие «главные слова» в предложении».
Тема: «Слова-признаки».
Тема: «Составление распространённых предложений». Тема: «Отличие связных высказываний от бессвязных».
Тема: «Составление рассказов по серии сюжетных картинок». Тема: «Составление рассказов по картине».
Тема: «Пересказ».
Тема: «Придумывание диалогов».
Тема: «Составление рассказов по картинкам, не связанных между собой (ассоциативные связи)».
Тема: «Рассказ из личного опыта». Тема: «Описательные рассказы».
Тема: «Творческое рассказывание».

 

Примерное планирование работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет в старшей группе

№ п/п Тема Задачи
1 Слово, обозначающее предмет Познакомить с понятием «слово-предмет». Учить дифференцировать вопросы: «Кто? Что?»
Сравнение двух предметов (одушевлённое сущ. и неодуш. сущ.) Знакомство с графическим обозначением слова.
2 Слова-действия Познакомить с понятием «слово-действие». Упражнение в подборе глаголов к сущ.
Различение сущ. и глаголов, вопросов к ним.
3 Предложение Познакомить с понятием «предложение», условным обозначением. Составление двухсловных предложений по ситуативным картинкам. Придумывание предложений по одной картинке. Упражнение в графической записи предложения.
4 Слово — предложение Упражнение в различении понятий «слово» и «предложение». Упражнение в графической записи предложения.
5 Распространение предложений Уточнение понятий «слово-предмет», «слово-действие», «предложение». Познакомить с понятием «главные члены предложения». Упражнение составление распространенных предложений по ситуативным картинкам. Упражнение в графической записи предложения.
6 Обучение рассказыванию Упражнение в узнавании на слух образцов связной речи. Упражнение в их отличии от бессвязных образцов.
Формировать первоначальную ориентировку на признаки рассказа. Познакомить с понятием «рассказ». Развитие зрительного внимания на основе запоминания линейной последовательности картинок.
7 Слова-признаки Познакомить с понятием «слово-признак».
Упражнение в подборе прилагательных к сущ. Упражнение в графической записи предложения.
8 Пересказ с использованием картинного плана Учить устанавливать последовательность развития событий. Упражнение в выборе картинок для плана. Пересказ текста с использованием картинного плана.
9 Слова-признаки. Распространение предложений Упражнение в составлении предложений со словами-признаками. Запоминание слов-признаков в предложении.
Распространение предложений словами-признаками. Упражнение в графической записи предложения.
10 Рассказ Уточнение знаний детей о признаках рассказа. Познакомить со структурой рассказа (начало, середина, конец). Упражнение в подборе вводных слов, используемых для начала рассказа. Дифференциация текстового материала.
11 Рассказ по серии сюжетных картин Учить передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки. Развитие грамматически правильной фразовой речи на основе составления связного рассказа. Учить работать в парах.
12 Составление рассказа по сюжетной картине с использованием картинного плана Уточнение понятия «план». Рассматривание сюжетной картины по вопросам. Составление картинного плана. Придумывание имен и кличек персонажей. Составление предложений по отдельным картинкам, объединение их в рассказ.
13 Описательные рассказы по плану-схеме. Учить составлять связное высказывание, ориентируясь на план-схему.
14 Составление рассказа по несвязанным картинкам Упражнение в придумывании диалога. Составление рассказа, используя предметные картинки (не связанные между собой лексической темой). Установление последовательности событий и их завершение.
15 Пересказ по плану-схеме Упражнение в пересказывании текстового материала с опорой на план-схему, используя элементы драматизации. Выкладывание плана-схемы.
16 Рассказ по серии сюжетных картинок Продолжать обучать рассказыванию, развивать умение передавать предметное содержание сюжетных картин, устанавливать и адекватном отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей. Упражнять в определении последовательности сюжетных картин из серии. Упражнять в работе в парах.
17 Описательные рассказы по плану- схеме, нарисованному детьми Развитие связной речи на основе составления описательных рассказов. Учить устанавливать последовательность пунктов плана. Учить зарисовывать план-схему рассказа.
18 Рассказ по сюжетной картине без плана Продолжать развивать связную речь детей.
Упражнять в грамматически правильном оформлении предложений. Упражнять в придумывании диалогов.
19 Придумывание конца рассказа Упражнение в придумывании конца рассказа, основываясь на предыдущих событиях. Упражнение в придумывании диалогов по малосюжетным картинкам. Учить работать в парах.
20 Рассказ по серии сюжетных картинок с пропуском звена Учить передавать предметное содержание сюжетных картинок. Упражнение в установлении причинно-следственных связей.
Определение пропущенного звена. Упражнение в составлении рассказа по серии картинок.
21 Пересказ по словесному плану Упражнение в составлении словесного плана и в пересказывании текстового материала с опорой на него. Продолжать учить выделять в тексте главное.
22 Придумывание начала рассказа Уточнение структуры рассказа (начало, середина, конец). Учить составлять связные высказывания, объединять их с готовой концовкой рассказа. Упражнение в установлении причинно-следственных зависимостей. Учить слушать ответ товарища.
23 Рассказ по двум сериям сюжетных картинок (перепутанные истории) Продолжать обучать рассказыванию, развивать умение передавать предметное содержание сюжетных картин, устанавливать и адекватном отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей. Упражнять в определении последовательности сюжетных картин из серии. Упражнять в работе в парах.
24 Придумывание истории по плану- схеме Упражнение в составлении связного высказывания ориентируясь на план-схему. Закрепление знания схем предлогов.
25 Пересказ по плану, нарисованному детьми Учить определять главную мысль фрагмента текста, кодировать информацию с помощью условных рисунков. Пересказ текста с использованием картинного плана, нарисованного детьми.
26 Составление рассказа по серии сюжетных картинок с изменением действующего лица Продолжать обучать рассказыванию, развивать умение передавать предметное содержание сюжетных картин, устанавливать и адекватном отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей. Учить заменять одного из персонажей на другое лицо. Продолжать развивать грамматически правильную речь на основе составления связного рассказа по серии сюжетных картин с изменённым действующим лицом.
27 Творческое рассказывание Продолжать учить ориентироваться на план, строя своё высказывание, закреплять знание схем предлогов.
28 Описательные рассказы по пейзажной картине Упражнение в рассказывании по картине: определение последовательности рассказывания, придумывание названия к рассказу.
29 Составление рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием

конца истории

Продолжать обучать составлению связных высказываний, придумывать диалог по сюжетной картине. Упражнение в придумывании окончания рассказа с опорой на серию картинок (последняя картинка отсутствует).
30 Описательный рассказ без плана Продолжать развивать монологическую речь детей. Корригировать слуховую память на основе запоминания предварительно обговоренной последовательности рассказывания.
31 Придумывание сказок Уточнить структуру сказки. Упражнять в умении связно, последовательно излагать содержание придумываемой сказки.
32 Пересказ от лица персонажа Учить пересказывать текст от первого лица с элементами драматизации. Развитие монологической речи.
33 Рассказы из личного опыта Продолжать развивать монологическую речь детей, закреплять умение правильно строить высказывания. Учить внимательно слушать и запоминать ответы товарищей.

Хабибулина Мария Александровна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад «Лучик»
Смоленская обл., город Гагарин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *