Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слово- и фразообразования
Актуальность проекта
Среди разнообразных нарушений в дошкольном возрасте наиболее встречающимися являются нарушение слоговой структуры слова. Они входят составной частью во многие речевые диагнозы как ФФН, дизартрия, ОНР.
В системе языка, слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики ( так считают исследователи Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и другие). Но с другой стороны – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников. ( На это указывают Р.Е, Левина, А. К. Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще повергаются изменениям на слоговом уровне. Улучшая воспроизведение слоговой структуры слов, мы создаём основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций.
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие нарушением слоговой структуры слова с большой степенью вероятности, могут проявиться нарушением чтения и письма.
Свести к минимуму эти риски – одна из актуальных проблем стоящих перед дошкольной логопедией, решение которой достигается путём комплексной и взаимосвязанной работы между учителем-логопедом, воспитателем и родителями.
Выбор темы и был мною мотивирован в связи с вышеизложенной актуальностью данного вопроса.
Проблема исследования заключается в следующем: как должна быть организована работа в ДОУ по преодолению нарушения слоговой структуры слов, чтобы свести к минимуму риск возникновения нарушений письма и чтения у детей в период школьного обучения.
Цель: Обоснование научно-педагогического подхода к построению и организации коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с недостатками слово-и фразообразования.
Предмет исследовании: процесс построения коррекционно-развивающей работы по формированию слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с речевой патологией.
Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования будут преодолены, если:
- тщательно будет произведена диагностика нарушения слоговой структуры слов у детей с её детализацией по видам нарушений;
- разработано перспективно индивидуально ориентированное планирование работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов;
- обеспечена вариативность видов коррекционно-развивающих упражнений, способов, приёмов работы с индивидуализацией образовательной траекторией;
- специально коррекционные упражнения вводятся постепенным усложнением.
В соответствии с проблемой, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать следующую литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей;
- разработать и провести диагностику нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками общего недоразвития речи (далее ОНР);
- разработать индивидуально-ориентированное планирование работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у ребёнка;
- расширить комплекс педагогических средств, способствующих формирования навыков правильного построения слоговой структуры слов у детей;
- экспериментально проверить эффективность предложенной работы и провести оценку её результативности.
Противоречия:
- между уровнем требований, предъявляемым к детям в начальной школе и уровнем подготовки детей, имеющих речевые нарушения.
- необходимым уровнем качества образования выпускников логопедических групп и методическим инструментарием по реализации образовательных задач.
Основной вопрос проекта: как с помощью вариативности видов коррекционно — развивающих упражнений, способов и приёмов, расширения комплекса педагогических средств повысить эффективность работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте.
Значимость работы: определяется разнообразием, систематизацией коррекционных упражнений, способов, приемов с постепенным усложнением, разработкой и реализацией авторских многофункциональных пособий, направленных на формирование слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках МАДОУ детский сад «Машенька» с детьми подготовительной группы с ОНР, совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей.
Этапы коррекционно — развивающей работы и сроки проведения:
I.Подготовительный этап — сентябрь – ноябрь (работа проводилась на невербальном материале).
Цель: данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
II. Коррекционный этап декабрь — апрель (работа велась на вербальном материале).
Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка
III. Заключительный этап- май
Цель: анализ результатов проектной деятельности.
Ход исследования
I.Подготовительный этап
Диаграмма 1. Сравнительный анализ типов нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2011 учебный год.
1 – Антипация (41,6%);
2 – Элизии (33,4%);
3 – Итерации (8,4%);
4 – Чистоговорящие (16,6%).
Диаграмма 1.1. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2011 учебного года.
1 – с нарушением слоговой структуры слова (84,4%)
2 – чистоговорящие (16,6%)
Обследование показало, что у 84,4% детей нарушена слоговая структура слова.
Анализы нарушений слоговой структуры слов позволили сделать выводы о том, что у детей с данной речевой патологией (ОНР) отмечается большой процент нарушений слоговой структуры слова. Это послужило основой для организации работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов и проверки её эффективности в процессе формирования коммуникативных навыков у детей.
Виды работ:
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
- Работа над ритмом / сначала простым, затем над сложным/
- Длительное воспроизведение долгих звуков
- Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку
- Формирование координации движений пальцев рук
- Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений
- Упражнения на развитие реципрокной координации рук
II. Коррекционный этап.
Отработка слоговой структуры слова проводится на следующих этапах:
- Уровень гласных звуков
- Уровень слогов
- Уровень слов
- Уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.
Коррекционная работа на уровне гласных звуков и слогов.
Виды работ:
- Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом
- Отстукивание ритма ребёнком, по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука
- Придумывание слога к схеме
- Придумывание цепочки слогов
- Наращивание и уменьшение количества звуков и слогов в цепочке, проговаривание их
- Пропевание с выделением ударного звука и слога
- Чтение и проговаривание слоговой таблицы
Усиление мер коррекционного воздействия:
изготовлена и апробирована игра «Сказочная деревня».
Цель: развивать у детей концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, отрабатывать слоговую структуру слов на уровне звуков и слогов.
Коррекционная работа на уровне слов: (работа проводилась с учетом 14 классов слоговой структуры слов по исследованиям А.К. Марковой)
Виды работ:
- Игры на деление слов на слоги
- Работа над ударным слогом в слове
- Придумывание родственных слов
- Образование новых слов из первых двух слогов
- Упражнения на разбор слов по схеме
- Игры и упражнения на наращивание слов
- Выделение лишнего слова
- Работа над ритмической структурой слова
- Придумывание родственных слов
Диаграмма 2. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2012 учебный год.
Диаграмма 2.1. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2012 учебного года.
1 – с нарушением слоговой структуры слова (66,4%)
2 – чистоговорящие (33,6%)
При обследовании были получены следующие результаты:
Антипация – 33,2%
Элизии – 24,9 %
Итерации – 8,3%
Число детей, уподобляющих один слог другому сократилось на 8,4%, а детей страдающих элизией – на 8,5%, итерацией – 0,1%.
Из полученных данных было видно, что высоких результатов по преодолению нарушений слоговой структуры достигнуто не было.
Анализ позволил провести корректировку исследовательской работы в плане увеличения частотности, усиления комплекса методических приёмов, способствующих преодолению данного вида речевого нарушения.
Усиление мер коррекционного воздействия:
Изготовлено и апробировано многофункциональное методическое пособие «Ромашка».
Цель: отрабатывать и закреплять с детьми навыки концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, совершенствовать коррекционную работу на уровне звуков, слогов, слов и предложений.
Уровень предложений, чистоговорок, стихотворений и текстов.
Виды работ:
- Заучивание чистоговорок
- Придумывание чистоговорок по заданному слоговому ряду
- Договаривание и повторение предложений
- Пропевание распевок под музыкальное сопровождение
- Рассказывание текста с одновременным отстукиванием ритма
- Сопряженное проговаривание текстов с взрослым
- Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам
- Изменение слов сложной слоговой структуры по падежам
- Работа с рифмованными словами
- Выбор из нескольких слов того, которое подходит по рифме к фразе
Усиление мер коррекционного воздействия:
Изготовлено и апробировано многофункциональное методическое пособие — сказка «Помоги Алёнушке» по русской народной сказке «Гуси-лебеди».
Цель: повысить интерес детей к занятиям, стремление к точному и правильному выполнению заданий на всех уровнях коррекционного этапа, закреплять правильное произношение слов.
Заключительный этап.
Анализ результатов исследования:
Диаграмма 3. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012 учебного года.
Диаграмма 3.1. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012 учебного года.
1 – с нарушением слоговой структуры слова (8,3%)
2 – чистоговорящие (91,7%)
При подведении итогов проводилось сравнительное изучение динамики формирования слоговой структуры слов у детей в начале, середине, конце учебного года. Были получены следующие результаты:
График 1. Динамика усвоения слоговой структуры у детей с ОНР.
Анализ видов нарушений позволил сделать выводы:
Значительное улучшение наблюдалось у детей, имеющих нарушение, связанное с уподоблением одного слога другому (антипация), с 41. 6% сократилось до 8,3% ,усечением количества слогов (элизии), с 33,4% сократилось до 0%, добавлением слогообразующей гласной (итерацией) с 8,4% сократилось до 0%. Недостаточно высокий показатель был у одного ребёнка, что можно объяснить степенью тяжести речевого нарушения, необходимостью продолжить работу в следующие годы.
В ходе исследовательской работы выяснилось, что применение многофункциональных пособий позволяет значительно улучшить результативность проводимой работы.
Выводы:
Коррекционная работа должна включать подготовительный и коррекционный этапы.
На результативность коррекционной работы влияет разнообразие игр, заданий и упражнений, которые повышают интерес к обучению, особенно многофункциональные пособия.
При отработке слоговой структуры слов необходимо соблюдать принцип постепенности с усложнением методов и приёмов.
У детей с наиболее стойкой патологией нарушения слоговой структуры работа более продолжительна по времени.
Диагностические данные позволяют сделать выводы о том, что проведение комплексной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова является эффективной, подтверждает рабочую гипотезу и позволяет убедиться в правомерности выбранного подхода.
Результаты проектной деятельности:
- Подготовлена к изданию брошюра «Формирование слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования» (в помощь логопедам, воспитателям и родителям)
- Выступление перед заведующими и педагогами района по обобщению опыта работы и ознакомлению с брошюрой
- Презентация обобщения опыта работы по теме: «Формирование слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования»
- Выступление на областном семинаре по теме: «Нетрадиционные подходы по формированию слоговой структуры слова с недостатками слово- и фразообразования»
Рефлексия:
- Повышение интереса детей к занятиям
- Правильное проговаривание малознакомых слов
- Употребление в речи слов сложной слоговой структуры
Филько Наталья Алексеевна
учитель- логопед, МАДОУ «Детский сад «Машенька»
Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель