Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слово- и фразообразования

Актуальность проекта

Среди разнообразных нарушений в дошкольном возрасте наиболее встречающимися являются нарушение слоговой структуры слова. Они входят составной частью во многие речевые диагнозы как ФФН, дизартрия, ОНР.

В системе языка, слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики ( так считают исследователи Т.Г. Егоров,  Н.Х. Швачкин и другие). Но с другой стороны – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников. ( На это указывают Р.Е, Левина, А. К. Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще повергаются изменениям на слоговом уровне. Улучшая воспроизведение слоговой структуры слов,  мы создаём основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций.

Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие нарушением слоговой структуры слова с большой степенью вероятности,  могут проявиться нарушением чтения и письма.

Свести к минимуму эти риски – одна из актуальных проблем стоящих перед дошкольной логопедией, решение которой достигается путём  комплексной и взаимосвязанной работы между  учителем-логопедом, воспитателем и родителями.

Выбор темы и был мною мотивирован в связи с вышеизложенной актуальностью данного вопроса.

 

Проблема исследования заключается в следующем: как должна быть организована работа в ДОУ по преодолению нарушения слоговой структуры слов, чтобы свести к минимуму риск возникновения нарушений письма и чтения у детей в период школьного обучения.

 

Цель: Обоснование научно-педагогического подхода к построению и организации коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с недостатками слово-и фразообразования.

 

Предмет исследовании:  процесс построения коррекционно-развивающей работы по формированию слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с речевой патологией.

 

Выдвинутая гипотеза,  заключается в том, что нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования  будут преодолены, если:

  • тщательно будет произведена диагностика нарушения слоговой структуры слов у детей с её детализацией по видам нарушений;
  • разработано перспективно индивидуально ориентированное планирование работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов;
  • обеспечена вариативность видов коррекционно-развивающих упражнений, способов, приёмов работы с индивидуализацией образовательной траекторией;
  • специально коррекционные упражнения вводятся постепенным усложнением.

 

В соответствии с проблемой, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать следующую литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей;
  • разработать и провести диагностику нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками общего недоразвития речи (далее ОНР);
  • разработать индивидуально-ориентированное планирование работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у ребёнка;
  • расширить комплекс педагогических средств, способствующих формирования навыков правильного построения слоговой структуры слов у детей;
  • экспериментально проверить эффективность предложенной работы и провести оценку её результативности.

 

Противоречия:

  • между уровнем требований, предъявляемым к детям в начальной школе и уровнем подготовки детей, имеющих речевые нарушения.
  • необходимым уровнем качества образования выпускников логопедических групп и методическим инструментарием по реализации образовательных задач.

 

Основной вопрос проекта: как с помощью вариативности видов коррекционно — развивающих упражнений, способов и приёмов, расширения комплекса педагогических средств повысить эффективность работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте.

 

Значимость работы: определяется  разнообразием, систематизацией коррекционных упражнений, способов, приемов с постепенным усложнением, разработкой и реализацией авторских многофункциональных пособий, направленных на формирование слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования.

 

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект осуществляется в рамках МАДОУ детский сад «Машенька» с детьми подготовительной группы с ОНР, совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей.

 

Этапы коррекционно — развивающей работы и сроки проведения:

I.Подготовительный этап — сентябрь – ноябрь (работа проводилась на невербальном материале).

Цель: данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

II. Коррекционный этап декабрь — апрель (работа велась на вербальном материале).

Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка

III. Заключительный этап- май

Цель: анализ результатов проектной деятельности.

 

Ход исследования

I.Подготовительный этап

Диаграмма 1. Сравнительный анализ типов нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2011 учебный год.

1 – Антипация (41,6%);
2 – Элизии (33,4%);
3 – Итерации (8,4%);
4 – Чистоговорящие (16,6%).

 

Диаграмма 1.1. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2011 учебного года.

1 – с нарушением слоговой структуры слова (84,4%)
2 – чистоговорящие (16,6%)

Обследование  показало, что у 84,4% детей нарушена слоговая структура слова.

Анализы нарушений слоговой структуры слов позволили сделать выводы о том, что у детей с данной речевой патологией (ОНР) отмечается большой процент нарушений слоговой структуры слова. Это послужило основой для организации работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов и проверки её эффективности в процессе формирования коммуникативных навыков у детей.

Виды работ:

  • Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
  • Работа над ритмом / сначала простым, затем над сложным/
  • Длительное воспроизведение долгих звуков
  • Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку
  • Формирование координации движений пальцев рук
  • Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений
  • Упражнения на развитие реципрокной координации рук

 

II. Коррекционный этап.

Отработка слоговой структуры слова проводится на следующих этапах:

  1. Уровень гласных звуков
  2. Уровень слогов
  3. Уровень слов
  4. Уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.

 

Коррекционная работа на уровне гласных звуков и слогов.

 Виды работ:

  • Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв
  • Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом
  • Отстукивание ритма ребёнком, по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука
  • Придумывание слога к схеме
  • Придумывание цепочки слогов
  • Наращивание и уменьшение количества звуков и слогов в цепочке, проговаривание их
  • Пропевание с выделением ударного звука и слога
  • Чтение и проговаривание слоговой таблицы

 

Усиление мер коррекционного воздействия:

 изготовлена и апробирована игра «Сказочная деревня».

Цель: развивать у детей концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, отрабатывать слоговую структуру слов на уровне звуков и слогов.

 

Коррекционная работа на уровне слов: (работа проводилась с учетом 14 классов слоговой структуры слов по исследованиям А.К. Марковой)

Виды работ:

  • Игры на деление слов на слоги
  • Работа над ударным слогом в слове
  • Придумывание родственных слов
  • Образование новых слов из первых двух слогов
  • Упражнения на разбор слов по схеме
  • Игры и упражнения на наращивание слов
  • Выделение лишнего слова
  • Работа над ритмической структурой слова
  • Придумывание родственных слов

Диаграмма 2. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2012 учебный год.

 

Диаграмма 2.1. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2012 учебного года.

1 – с нарушением слоговой структуры слова (66,4%)
2 – чистоговорящие (33,6%)

При обследовании были получены следующие результаты:

Антипация – 33,2%
Элизии – 24,9 %
Итерации – 8,3%

Число детей, уподобляющих один слог другому сократилось на 8,4%, а детей страдающих элизией – на 8,5%, итерацией – 0,1%.

Из полученных данных было видно, что высоких результатов по преодолению нарушений слоговой структуры достигнуто не было.

Анализ позволил провести корректировку исследовательской  работы в  плане увеличения частотности, усиления комплекса методических приёмов, способствующих преодолению данного вида речевого нарушения.

 

Усиление мер коррекционного воздействия:

Изготовлено и апробировано многофункциональное  методическое пособие  «Ромашка».

Цель: отрабатывать и закреплять с детьми навыки концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, совершенствовать  коррекционную работу на уровне звуков, слогов, слов и предложений.

Уровень предложений, чистоговорок, стихотворений и текстов.

Виды работ:

  • Заучивание чистоговорок
  • Придумывание чистоговорок по заданному слоговому ряду
  • Договаривание и повторение предложений
  • Пропевание распевок под музыкальное сопровождение
  • Рассказывание текста с одновременным отстукиванием ритма
  • Сопряженное проговаривание текстов с взрослым
  • Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам
  • Изменение слов сложной слоговой структуры по падежам
  • Работа с рифмованными словами
  • Выбор из нескольких слов того, которое подходит по рифме к фразе

 

Усиление мер коррекционного воздействия:

Изготовлено и апробировано многофункциональное методическое  пособие — сказка  «Помоги Алёнушке» по русской народной  сказке «Гуси-лебеди».

Цель: повысить интерес детей к занятиям, стремление к точному и правильному выполнению заданий на всех уровнях коррекционного этапа, закреплять правильное произношение слов.

 

Заключительный этап.

Анализ результатов исследования:

Диаграмма 3. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012 учебного года.

 

Диаграмма 3.1. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012 учебного года.

1 – с нарушением слоговой структуры слова (8,3%)
2 – чистоговорящие (91,7%)

При подведении итогов проводилось сравнительное изучение динамики формирования слоговой структуры слов у детей в начале, середине, конце учебного года. Были получены следующие результаты:

 

График 1. Динамика усвоения слоговой структуры у детей с ОНР.

 

Анализ видов нарушений позволил сделать выводы:

Значительное улучшение наблюдалось у детей, имеющих нарушение, связанное с уподоблением одного слога другому (антипация), с 41. 6% сократилось до 8,3% ,усечением количества слогов (элизии),  с 33,4% сократилось до 0%,  добавлением слогообразующей гласной (итерацией) с 8,4% сократилось до 0%.  Недостаточно высокий показатель был у одного ребёнка, что можно объяснить степенью тяжести речевого нарушения, необходимостью продолжить работу в следующие годы.

В ходе исследовательской  работы выяснилось, что применение многофункциональных пособий позволяет значительно улучшить результативность проводимой работы.

 

Выводы:

Коррекционная работа должна включать подготовительный и коррекционный этапы.

На результативность коррекционной работы влияет разнообразие игр, заданий и упражнений, которые повышают интерес к обучению, особенно многофункциональные пособия.

При отработке  слоговой структуры слов необходимо соблюдать  принцип постепенности с усложнением методов и приёмов.

У детей с наиболее стойкой патологией нарушения слоговой структуры работа более продолжительна по времени.

Диагностические данные позволяют сделать выводы о том, что проведение комплексной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова является эффективной, подтверждает рабочую гипотезу и позволяет убедиться в правомерности выбранного подхода.

Результаты проектной деятельности:

  • Подготовлена к изданию брошюра «Формирование слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования» (в помощь логопедам, воспитателям и родителям)
  • Выступление перед заведующими и педагогами района по обобщению опыта работы и ознакомлению с брошюрой
  • Презентация обобщения опыта работы по теме: «Формирование слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования»
  • Выступление на областном семинаре по теме: «Нетрадиционные подходы по формированию слоговой структуры слова с недостатками слово- и фразообразования»

 

Рефлексия:

  • Повышение интереса детей к занятиям
  • Правильное проговаривание малознакомых слов
  • Употребление в речи слов сложной слоговой структуры

Филько Наталья Алексеевна
учитель- логопед, МАДОУ «Детский сад «Машенька»
Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *