Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации

Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач. В условиях, когда количество детей в группе в некоторых ДОО превышает 30 человек, нагрузка на голос существенно увеличивается. Поэтому педагогам важно знать способы оптимизации голосо-речевого режима и использовать их на практике.

Успех воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с воспитанниками. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты.

Воспитателю необходимо устанавливать эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями, и голос, его суггестивность, богатство интонаций, полетность  играют при этом ведущую роль. Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их помощью происходит коммуникативное взаимодействие между педагогом и другими участниками воспитательно-образовательного процесса.

Дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Безусловно, формирование правильных коммуникативных навыков у детей сможет обеспечить воспитатель, который обладает определенными профессиональными знаниями и речевыми умениями, а также имеет представление о развитии речи дошкольников в норме, речевых нарушениях и способах их профилактики.

Известно, что в каждой дошкольной образовательной организации предусмотрен определенный режим дня, подразумевающий рациональное распределение во времени различных видов деятельности и отдыха детей. Следовательно, данный режим определяет и интенсивность голосо-речевой и общепрофессиональной нагрузки воспитателя в течение дня. Именно на воспитателе лежит ответственность за соблюдение расписания НОД, режима бодрствования и отдыха воспитанников, а также режима собственной голосо-речевой нагрузки.

Организация процесса воспитания и содержание воспитательно-образовательной работы в ДОО требуют от педагога большого диапазона вариативных коммуникативных умений:

  • подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;
  • изменять силу и интенсивность голоса;
  • использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе;
  • стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми;
  • строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей;
  • выбирать речевой материал, соответствующий теме НОД, возрасту и познавательным возможностям детей и др.

Голосо-речевая нагрузка воспитателя меняется в течение рабочего дня, причем в разные режимные моменты она неоднородна и зависит от ряда факторов: самого режимного момента, способов и средств его организации, стиля профессионального руководства воспитателя, его педагогического мастерства и организаторских умений, степени самостоятельности детей, программы, по которой работает конкретная ДОО.

Голосо-речевая нагрузка воспитателя многократно увеличивается при подготовке к различным мероприятиям: утренникам, концертам. Ведь именно воспитателю приходится разучивать с детьми стихи и песни и показывать своим примером, как необходимо выступать перед зрителями. Осиплость, монотонность, нечеткость речи непозволительны, ведь формирование у дошкольников культуры речи является одной из задач профессиональной деятельности педагога, следовательно, передача неправильного речеведения недопустима.

Голосо-речевая нагрузка педагога возрастает и при возникновении в группе внештатных ситуаций (конфликты между детьми, стойкое нежелание выполнять инструкции воспитателя и др.)

Таким образом, общение педагога с воспитанниками непрерывно и разнообразно. Оно сопровождает все виды деятельности дошкольников на протяжении всего времени пребывания их в ДОО, и если воспитатель недостаточно владеет своим голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для слуха окружающих. Отсутствие в речи воспитателей должной мелодичности и полетности делают ее монотонной и невыразительной.

Таким образом, я бы хотела дать вам несколько рекомендаций по устранению голосо-речевых проблем у воспитателей. На что именно должны быть направлены упражнения?

Упражнения для снятия мышечного напряжения, развития фонационного дыхания и тренировки голоса

  • Поднимите вверх руки, потом опустите вниз сначала кисти рук, затем согните локти и бросьте руки вниз как плети.
  • Произнесите одно и то же предложение (прочитайте фразу из книги) лежа, стоя и сидя. Понаблюдайте и опишите свои ощущения. Определите, в каком положении вам удобнее говорить.

Упражнения для вибрационного массажа гортани

Для подготовки гортани к вибрационному массажу «помычите»: найдите для себя удобное звучание согласного [м] и направьте его как бы в нос, постукивая кончиками пальцев по крыльям носа. Упражнение выполняется свободно, без напряжения мышц шеи, плечевого пояса, живота.

  • по подбородку с произнесением звука [з-з-з];
  • в области груди с произнесением звука [д-д-д].

Упражнения сначала выполняйте в медленном темпе, затем постепенно наращивайте темп выполнения упражнения.

Также используйте традиционные упражнения на развитие фонационного дыхания, используемые в логопедии («лес шумит»: [ш-ш-ш];«комар звенит»: [зь-зь-зь];«шмель жужжит»: [ж-ж-ж] и др.)

Упражнения артикуляционной гимнастики

Комплекс упражнений на развитие высоты и силы голоса

«Колокол»

Представьте, что вы раскачиваете рукой воображаемый колокол и одновременно произносите звукосочетания на заданной высоте:

  • небольшой колокол — «дон-дон-дон» (произносится обычным голосом);
  • массивный колокол — «бом-бом-бом» (произносится низким голосом);
  • бубенчики — «динь-дон-динь-дон-динь-дон» (произносится высоким голосом).

«Мишка, зайка, мышка»

Данное упражнение выполняется вместе с детьми. Дети встают в круг, ведущий — в центре него. Ведущий бросает мяч и называет одного из персонажей (медведя, зайца или мышку).
Если он называет медведя, поймавший мяч отвечает низким голосом: «Я — Михаил Иванович, зачем звал?».
Если ведущий называет зайку, тот, кто поймал мяч, говорит обычным голосом: «Зайка-попрыгайка прыг-скок, прыг-скок».
Если ведущий называет мышку, поймавший мяч говорит в ответ высоким голосом: «Мышка-норушка в норку убежала».

Усиление голоса

Упражнение состоит в том, чтобы посчитать от 10 до 100 или произнести буквы алфавита, или назвать цвета радуги, постепенно увеличивая силу голоса: сначала беззвучно, потом шепотом, потом тихо и, наконец, громко.

Упражнения на развитие мелодико-интонационной стороны речи

  • Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо громко, но не перенапрягая голосовые связки и используя рациональную голосоподачу.
  • Представьте, что вы играете с детьми в «паровозик». Произносите «ту-ту, ту-ту, ту-ту-ту» так, чтобы дети его услышали. Паровозик должен ехать громко и весело, мелодично и благозвучно, выпуская пар.
  • Представьте, что вы шагаете по ступенькам, произнося: «Первый этаж, второй этаж… седьмой этаж», постепенно повышая голос.
  • Прочитайте стихи, меняя силу голоса (от тихого до громкого, и наоборот), высоту (произношение в средней, низкой и высокой тональности), темп (медленно, умеренно, быстро) и в других комбинациях.
  • Выучите скороговорки. Например, произнесите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт» в том темпе, который подсказывает одна из следующих ситуаций:
  • вы диктуете данное сообщение непослушному ребенку;
  • рассказываете новость хорошей знакомой в неторопливой беседе;
  • выступаете с сообщением перед большой аудиторией;
  • сообщаете новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Пути оптимизации голосо-речевой нагрузки педагогов

Недостатки речевого поведения и голосовые нарушения у воспитателей не являются редкостью в современных условиях.

Воспитателям важно вести :

  1. Правильное речевое поведение в любых ситуациях.
  2. Минимизировать голосо-речевую нагрузку в разные режимные моменты в течение рабочего дня.
  3. Своевременно снимать психоэмоциональное напряжение с помощью различных упражнений.
  4. Активно подбирать упражнения для себя по коррекции голосовых расстройств.

Важно поддерживать голос педагога в здоровом состоянии, а учителям-логопедам необходимо рассказать педагогам о гигиене голоса и высокоэффективных методах и средствах речевой коммуникации.

Сангаджигаряева Виктория Валентиновна
учитель-логопед, МКДОУ ДС «Дюймовочка»
Республика Калмыкия, г. Лагань

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *