Развитие лексического компонента речи

«Родное слово является основой
 всякого умственного развития и
 сокровищницей всех знаний.»

К.Д.Ушинский

Двадцать первый век — это век компьютерных технологий, когда в сфере человечества появляются гаджеты. Это компьютеры, ноутбуки и смартфоны. Когда дома вместо родительского общения ребёнку дают в руки смартфон лишь бы ребёнок не мешал (молчал). Тем самым родители «тормозят» лексический словарь ребёнка. За последнее время по исследованию мониторинга почти каждый второй имеет бедный словарь или словарь на бытовом уровне.

Развитие лексического компонента речи очень актуальная тема. Дающая тему для размышления, почему так происходит в жизни? Чем больше человечество улучшает свои компьютерные знания и навыки, тем сложнее становятся в развитии наши дети.

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Если у ребёнка нарушается общение, то появляются проблемы в физическом и психическом развитии.

Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д).

При обследовании лексического запаса детей мы пользуемся различными методическими пособиями (Волкова Л.С., Крупенчук О.И., Иншакова О.Б., Володина В.С.).

Обследуя детей мы оцениваем обьём (наполняемость) словаря и точность употребления слов.

В работе используем следующие приемы обследования лексических средств языка:

  1. Уровень классификации
  • назови одним словом, например: груша, яблоко, лимон- это….;
  • назови, например: назови посуду.
  1. Номинативный словарь (назови детенышей)
  • у козы …….
  • у волка ……
  • у собаки…… и т.д.
  1. Антонимы (скажи наоборот)
  • широкий-…….
  • далеко- ………
  • высоко- ………. и т.д.
  1. Глагольный словарь (Кто что делает?)
  • змея …….
  • заяц……..
  • лошадь….. и т.д.

При оценивании итогов результатов обследования, выявляются следующие проблемы:

  • лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий.
  • лексика отсутствует.

Как показывает практика, в группе 90% детей лексический запас резко ограничен.

Отсюда следует, что при нарушении формирования лексики у детей с ОНР проявляются ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов и объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности. Поэтому его развитие необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Чем раньше будут выявлены проблемы в речевом развитии, тем своевременно будет оказана коррекционная работа логопеда, который поможет развить у ребёнка лексический словарный запас, ребёнок не будет ощущать себя изгоем в обществе из-за того, что он не сможет выразить свои мысли, желания, чувства в общении с другими детьми из-за «бедного» словарного запаса.

В своей логопедической работе я использую лексические темы, которые позволяют пополнить лексический словарь детей. Применяю в работе конспекты логопедических занятий О. Н. Лиманской. Игры и упражнения, используемые в занятиях направлены на расширение словарного запаса детей, обучение их классификации предметов и формирование грамматически правильной речи.

Так же используем в работе альбомы Теремковой Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

 Дидактические игры:

  • «Лото» — предметное и разной тематики;
  • «Домино»;
  • «Чудесный мешочек»;
  • «Часть и целое»;
  • «Чей малыш?»;
  • «Кто что ест?»;
  • «Кто есть, кто?»;
  • «Составь картинку».

Ребёнок по окончанию игры должен показать результат и правильно произнести название предметов, которые изображены на картинках.

Для детей младшего возраста я бы рекомендовала книгу Т.М. Блинковой «Логопедическая группа. Развитие речи детей 2 – 3 лет», Е. Краузе «Логопедия», А.М. Круглова «Развивающие игры для малышей от 2 до 3 лет». Почему я рекомендую эти книги? Эти книги эффективны для развития детей в младшем возрасте, что позволит у ребёнка развить лексический словарь.

Таким образом, овладение лексическим строем речи является важным условием умственного развития. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, активнее происходит его развитие.

Алексеева Ольга Алексеевна
учитель- логопед, МБДОУ детский сад №33 «Светлячок»
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *