Адаптированная программа логопедической коррекции для учащихся с ОВЗ 1-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.

Цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:

  • постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
  • восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
  • обогащение словаря, его расширение и уточнение;
  • коррекция недостатков грамматического строя речи;
  • улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
  • совершенствование коммуникативной функции речи;
  • повышение мотивации речеговорения;
  • обогащение речевого опыта;
  • профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
  • введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
  • расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);
  • формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;
  • формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
  • работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового сспрямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
  • уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;
  • профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;
  • уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;
  • умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
  • составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
  • включение в речь общепринятых форм речевого этикета.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.

Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.

Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.

Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Содержание логопедических занятий соотносится с перечисленными в АООП направлениями:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
  • профилактика нарушений чтения и письма;
  • представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

Таким образом, курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.

В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.

При организации первичной диагностики подбирается такой речевой материал, который в определенной мере сообразуется с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволяет фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отражать конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторять задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые результаты» предложен новый алгоритм построения логопедического мониторинга.

Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы

Курс «Логопедические занятия» представляет большую ценность для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.

Достижение планируемых образовательных результатов у обучающихся с ЗПР нередко дополнительно затрудняют нарушение письма (дисграфия), реже – чтения (дислексия). Но даже при отсутствии дисграфии навыки письма формируются у данной группы детей с большим трудом, отмечается высокая вероятность формирования дизорфографии. У отдельных школьников наблюдаются нарушения темпо-ритмической стороны речи. Кроме перечисленных расстройств для детей с ЗПР, как уже указывалось, типичны недостатки всех сторон речи: снижена речевая активность, выражена бедность и однообразие словаря, присутствуют трудности словообразования и словоизменения. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности проявляется в затруднениях при выполнении языкового анализа (фонематического, звуко-слогового, выделения слов в предложениях). Существенно страдают планирующая, регулирующая, обобщающая и опосредствующая (т.е. все познавательные) функции речи.

Предполагается, что логопедические занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков и уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.

Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных занятий, а также обеспечение сопряженности их с изучаемым предметным содержанием. Повышение речевой компетентности ребенка с ЗПР позволяет преодолевать его трудности в обучении, в коммуникации со сверстниками и взрослыми, а усиление регулирующей функции речи – уменьшать поведенческие отклонения.

Речевые недостатки оказывают влияние и на усвоение учебного предмета «Математика». Трудности решения арифметических задач во многом обусловлены бедностью словаря, плохим пониманием логико-грамматических конструкций, затрудненностью планирования и контроля за ходом решения.

Недостатки построения устного высказывания, проявляющиеся в нарушении цельности и связности речевой деятельности, затрудняют формулировку развернутых ответов по учебному предмету «Окружающий мир», составление рассказов и пересказов по теме урока.

Логопедические занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых уроках.

Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.

При реализации данного курса учитель-логопед выполняет общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся. Преподносит новый материал предельно развернуто, предлагает обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. Это пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме.

Задействуются различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).

Усиливается возможность практического оперирования предметами, а также реализация собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами и пр.

Включаются в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).

Систематически повторяется пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используются приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).

Применяемый словарный материал уточняется, пополняется, расширяется путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании Internet ресурса. Обучающиеся учатся находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия)1.

Предусматривается пошаговость при формировании учебного действия, навыка. Например, звуко-буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).

Сначала обучающиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).

Затем учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.

Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным — незакрашенной схемой.

Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым анализом.

Учитель-логопед использует дозированную помощь, учит детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.

Учитель-логопед по возможности облегчает техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно.

Обучающиеся, которым рекомендовано обучение, нуждаются также в том, чтобы на занятиях учитель-логопед:

  • просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: «Я пишу…(петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю предложение» и т.п. Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к самостоятельному высказыванию;
  • понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать не ту букву?» – «Получится другое слово» и т.п.;
  • постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора буквы, предупреждал ошибки, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.

Место курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), а также ритмикой.

Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана в 1  классе на 66 часов (2 часа занятий, 33 учебных недели) и на 68 часов (2 час в неделю )в 2-4 классах.

Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями АООП растет постепенно: во в 2 классе с 25–30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия;2-4 классах подгрупповые занятия 40 минут.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с выделенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР направлениями логопедическая работа может быть конкретизирована и обозначена ниже перечисленными разделами.

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.

Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.

Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.

При планировании конкретного занятия логопед обязательно ориентируется на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности.

  

Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 1  классе с ЗПР, имеющих общее недоразвитие речи (II-III уровень речевого развития)

Всего 66 часов, количество часов в неделю – 2

урока
п/п
Тема коррекционного занятия Количество часов
1 Понятие о речи. 1
04.09
2 Понятие о предложении.
Составление предложений.
1
08.09
3 Понятие о слове. Слова, называющие предметы. Одушевленные не одушевленные. 1
11.09
4 Словоизменение. Род и число существительных. 1
15.09
5 Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных. 1
18.09
6 Слова, называющие действия. Согласование существительных с глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени. 1
22.09
7 Слова, называющие действия. Согласование существительного и глагола в числе. 1
25.09
8 Словообразование. Приставочные глаголы. 1
29.09
9 Слова, называющие признаки. Подбор признаков к предметам. 1
02.10
10 Звук [а], буква А. 1
06.10
11 Звук [у], буква У. 1
09.10
12 Звук [о], буква О. 1
13.10
13 Звуки  [о] , [у];  буквы О, У. 1
16.10
14 Звук [э] буква Э. 1
20.10
15 Звук [ы] буква Ы. 1
23.10
16 Звук [и], буква И. 1
27.10
17 Звук [ы] — [и],  буквы И -Ы. 1
07.11
18 Проверочная работа. 1
10.11
19 Звуки [п] [п’], буква П 1
06.11
20 Звуки [б] [б’], буква Б 1
13.11
21 Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’];  буквы П — Б 1
17.11
22 Звуки [т] [т’], буква Т 1
20.11
23 Звуки [д] [д’], буква Д 1
24.11
24 Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т — Д 1
27.11
25 Звуки [к] [к’], буква К 1
30.11
26 Звуки [г] [г’], буква Г 1
04.12
27 Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К — Г 1
08.12
28 Звуки [c] [c’], буква С 1
11.12
29 Звуки [з] [з’], буква З 1
15.12
30 Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С — З 1
18.12
31 Звуки [ф] [ф’], буква Ф 1
22.12
32 Звуки [в] [в’], буква В 1
25.12
33 Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’];  буквы В — Ф 1
29.12
34 Звук [ш], буква Ш 1
15.01
35 Звуки [ж], буква Ж 1
19.01
36 Дифференциация [ш] – [ж];  буквы Ш — Ж 1
22.01
37 Проверочная работа 1
26.01
38 Звуки [м] [м’], буква М 1
29.01
39 Звуки [н] [н’], буква Н 1
02.02
40 Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’];  буквы М – Н. 1
05.02
41 Дифференциация [ш] – [с];  буквы Ш — С 1
09.02
42 Дифференциация [ж] – [з];  буквы Ж — З 1
12.02
43 Проверочная работа 1
16.02
44 Звук  [ч’], буква Ч 1
19.02
45 Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч — Т 1
23.02
46 Дифференциация [ч] – [с’]; буквы Ч — С 1
26.02
47 Звук  [щ’], буква Щ 1
01.03
48 Дифференциация [щ] – [ч]; буквы Щ — Ч 1
04.03
49 Дифференциация [щ] – [с’]; буквы Щ — С 1
12.03
50 Звук  [ц], буква Ц 1
15.03
51 Дифференциация [с] – [ц];  буквы С — Ц 1
18.03
52 Дифференциация [ц] – [ч]; буквы Ц — Ч 1
22.03
53 Звуки [р] [р’], буква Р 1
05.04
54 Звуки [л] [л’], буква Л 1
08.04
55 Дифференциация [р] – [л]; буквы Р — Л 1
12.04
56 Звук  [й’], буква Й 1
15.04
57 Дифференциация [л’] —    [й]; буквы Л — Й 1
19.04
58 Проверочная работа 1
22.04
59 Гласные 1 и 2 ряда 1
26.04
60 Буква Я 1
06.05
61 Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А-Я. 1
13.05
62 Буква Ё,Е 1
17.05
63 Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными О-Ё. 1
20.05
64 Буква Ю 1
24.05
65 Списывание с рукописного текста. 1
27.05
66 Письмо под диктовку. 1
30.05

Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 2-х классов

Тема коррекционного занятия Количество часов
1 Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. 1
05.09
2 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. 1
07.09
Развитие фонематического анализа и синтеза
Звуки и буквы
3 Звуки гласные и согласные, их различие. 1
12.09
4 Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. 2
14.09
19.09
5 Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. 2
21.09
26.09
6 Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч». 2
28.09
03.10
7 Слова с сочетаниями жи, ши. 1
05.10
8 Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. 2
10.10
12.10
9 Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями. 2
17.10
19.10
10 Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. 1
24.10
11 Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. 2
26.10
31.10
12 Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. 2
07.11
09.11
13 Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. 2
14.11
16.11
14 Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. 2
21.11
23.11
15 Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов. 2
28.11
05.12
16 Деление слов на слоги. Перенос слов. 2
07.12
12.12
17 Смыслоразличительная роль ударения. 1
14.12
18 Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. 2
19.12
21.12
19 Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. 2
26.12
28.12
20 Правописание слов с безударной гласной. 2
16.01
18.01
21 Звонкие и глухие согласные в конце слова. 2
23.01
25.01
22 Звонкие и глухие согласные в середине слова. 2
30.01
06.02
23 Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. 3
13.02
15.02
20.02
24 Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. 3
27.02
29.02
05.03
25 Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю. 2
13.03
19.03
26 Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. 2
21.03
22.03
27 Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. 3
03.04
09.04
11.04
Развитие анализа структуры предложения
28 Предложение. Общее представление. 3
16.04
18.04
23.04
29 Деление предложений на слова. Схема предложения. 3
25.04
30.04
03.05
30 Составление предложений из слов. 3
07.05
14.05
15.05
31 Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. 2
17.05
21.05
32 Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. 2
22.05
24.05
33 Проверка результативности коррекционной работы. 1
27.05
34 Работа над ошибками. 1
29.05

Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 3-х классов

Тема коррекционного занятия Количество часов
1 Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. 1
2 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. 1
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
3 Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. 2
4 Проверяемые безударные гласные в корне слова. 3
5 Гласные в приставках. 2
6 Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. 2
7 Разделительный мягкий знак. 3
8 Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. 3
9 Сложные слова. Соединительные гласные о – е. 3
Согласные звуки
10 Согласные в приставках. 2
11 Правописание непроизносимых согласных. 2
Морфемика
12 Корень слова. Родственные слова. 2
13 Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода). 2
14 Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). 2
15 Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. 2
16 Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. 2
17 Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. 2
18 Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. 2
19 Приставки пространственного значения. 2
20 Приставки временного значения. 2
21 Многозначные приставки. 2
22 Приставка в прилагательных и глаголах. 2
23 Дифференциация приставок и предлогов. 2
24 Дифференциация приставок и предлогов. 2
25 Одинаковые приставки и предлоги. 2
26 Различие приставок и предлогов. 2
27 Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. 2
28 Уменьшительно ласкательные суффиксы. 2
29 Суффиксы профессий. 2
30 Суффиксы прилагательных. 2
31 Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. 2
32 Окончания существительных П.п. мн.ч. 2
33 Проверка результативности коррекционной работы. 1
34 Работа над ошибками. 1

Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 4-х классов

Тема коррекционного занятия Количество часов
1 Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. 1
04.09
2 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. 1
07.09
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Гласные звуки.
3 Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. 2
12.09
14.09
4 Безударные гласные в корне слова. 2
19.09
21.09
5 Проверяемые безударные гласные в корне слова. 2
26.09
28.09
6 Правописание слов с безударными гласными в корне слова 2
03.10
05.10
Согласные звуки
7 Звонкие и глухие согласные в корне слова. 1
10.10
8 Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных. 1
12.10
9 Непроизносимые согласные. 1
17.10
10 Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. 1
19.10
11 Двойные согласные. 1
23.10
12 Двойные согласные в корне. 1
26.10
13 Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. 1
08.11
14 Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова). 1
10.11
15 Разделительный мягкий знак. 1
14.11
16 Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости. 1
16.11
17 Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости. 2
21.11
23.11
18 Разделительный твёрдый знак. 2
28.11
30.11
19 Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. 2
05.12
07.12
Работа на лексическом уровне
Морфемика и словообразование
20 Корень. Однокоренные слова. 2
12.12
14.12
21 Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. 2
19.12
21.12
22 Различение предлогов и приставок. 2
26.12
28.12
23 Дифференциация предлогов и приставок. 2
15.01
18.01
24 Дифференциация предлогов и приставок. 2
23.01
26.01
Расширение словарного запаса
25 «Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. 2
30.01
01.02
26 Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. 2
06.02
08.02
27 «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. 1
13.02
28 «Слова-близнецы» (омонимы). 2
15.02
20.02
29 Однозначные и многозначные слова. 2
22.02
27.02
30 Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. 2
29.02
01.03
31 Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. 2
05.03
12.03
32 Прямое и переносное значение слова. 2
15.03
19.03
Связь слов в словосочетаниях и предложениях
33. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. 1
21.03
34. Составление предложений по картинкам. 1
22.03
35. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. 1
04.04
36. Сложные предложения. Распространение и сокращение. 1
09.04
37. Восстановление деформированного текста. 1
12.04
Связная речь
38. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. 2
16.04
19.04
39. Составление рассказа по его началу. 2
23.04
26.04
40. Составление рассказа по данному концу. 2
30.04
07.05
41. Составление вступления и заключения к рассказу. 2
14.05
16.05
42. Составление рассказа по данному плану. 2
21.05
23.05
43. Проверка результативности коррекционной работы. 1
27.05
44. Работа над ошибками. 1
29.05

Лыкова Лилия Николаевна
учитель-логопед, МБОУ Алгасовская СОШ
Тамбовская обл., г. Моршанск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *