Игры для автоматизации и дифференциации звуков

Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

«Раз — шажок, два — другой…»
Ребенок стоит, руки на поясе. Взрослый предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

«Прокати мяч»
Педагог предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

«Телеграмма»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Взрослый, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново.

Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша — са, ко — го, зу — жу — зу и др.

«Построй домик»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах,  развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках, 7 – 14 штук), и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например: Л – построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук Л.

«Солнышко»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнышко).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук..

«Украсим елочку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой прикреплены липучки, небольшие круги с липучкой – «елочные шары» с наклеенными предметными картинками.
Ход игры: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком в названии.
Когда задание выполнено, педагог просит ребенка составить предложение про самые красивые шары.

«Кнопочки»
Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок). Сколько кнопочек — столько повторов.

«Волшебная веревочка»
Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

«Ступеньки»
В тетради ребенка взрослый рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

«Ромашка»
В тетради ребенка взрослый рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую  согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

«Песенка»
Ребенок поет знакомую песенку,  используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

Тонеева Ольга Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 2»
город Троицк,Челябинской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *