Автоматизация звука

Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы и приёмы работы
1. Организационный момент Приветствие:
— Здравствуй, меня зовут Кристина Валентиновна.
— Скажи, какое у нас сейчас занятие?
— Что мы будем делать на индивидуальном занятии?- Что помогает нам правильно и красиво говорить?
— Верно.
— Прежде, чем приступить к занятию, давай выполним с вами задание.
— На доске картинки, давай определим, какая картинка лишняя (на доске 3 картинки с животными и 1 с растением).— Почему эта картинка лишняя?
 

— Здравствуйте.
— У нас индивидуальное занятие.
— Мы будем учиться правильно и красиво говорить.
—  Правильно и красиво говорить помогают язык, губы, зубы.

 

 

— Где нарисован цветок.

 

 

 

 

 

— Эта картинка лишняя потому что, на остальных картинках нарисованы животные.

Словесный метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный метод (развитие внимания, мышления)

2. Подготовительный этап

2.1. Мимические упражнения

 

2.2. Упражнения для дыхания

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Упражнение для развития силы голоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Упражнения для развития мелкой моторики

 

 

 

 

 

2.5. Артикуляционная гимнастика

-Сейчас мы выполним мимические упражнения.

-Какое сейчас время года?

-Осенью солнышко бывает разным.

-Посмотри  на солнышки и покажите их настроение мимикой.

— Какие упражнения мы сейчас выполняли?

 

-Выполним упражнения для дыхания.
— К нам в класс залетели осенние листочки, подуй на них как будто ты ветер. 

— Какое упражнение выполняли?

 

-Выполним упражнения  для развития силы голоса, будем учиться говорить громко — тихо.

— Мы идём по лесной тропинке. Дует лёгкий ветерок, деревья в лесу стоят спокойно (показывает картинку, где изображено дерево). Ветер дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук [у]).

— Давай вместе покажем, как дует лёгкий ветерок.

— Вот мы подошли к лесной полянке. И вдруг подул сильный ветер, деревья начали качаться (показывает картинку с изображением склонённого от ветра дерева). Ветер громко загудел: «у-у-у…» (громко и длительно произносит этот звук).

— Давай вместе покажем, как дует сильный ветер.

— А теперь я буду показывать вам картинки. Когда я буду показывать 1 картинку, ты будешь изображать лёгкий ветерок, а когда 2 – сильный ветер.

— Что мы сейчас выполняли?

 

— Чему учились, выполняя это упражнение?

Обращает внимание на шарик  Су – Джок шар.

-Выполним упражнения для развития пальчиков.

Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

-Для чего выполняли это упражнение?

-Выполним артикуляционную гимнастику

1.Улыбка – трубочка.
2.Почистим нижние зубки.
3.Иголочка.
4.Варенье.
5.Парус.
6.Киска сердится.

-Какие упражнения мы выполняли?

— Сейчас осень

Выполняет мимические упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

— Мы выполняли мимические упражнения.

 

Выполняет упражнения для дыхания.

 

 

 

 

 

— Выполняли упражнение для дыхания.

 

 

 

Выполняют указания учителя

 

 

Тихо и длительно произносит звук [у].

 

 

Громко и длительно произносит звук [у].

Выполнят упражнение на развитие силы голоса.

— Выполняли упражнение для развития силы голоса.

 

— Учились громко и тихо говорить.

 

Повторяет слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

 

 

 

— Выполняли упражнение для развития пальчиков.

Выполняет артикуляционные упражнения.

 

 

 

 

 

-Для развития артикуляции.

Словесный метод (беседа).

Практический метод

 

Наглядный метод

 

Практический метод

 

Наглядный метод

Контроль действий.

 

 

 

Практический метод.

Контроль действий.

Словесный метод

 

 

 

Практический метод.

Воображаемая ситуация

Контроль действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический метод.

 

Контроль действий.

 

 

 

 

Практический метод.

 

Контроль действий.

 

3. Основной этап

3.1. Сообщение темы занятия

 

 

 

3.2. Работа с профилем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Развитие фонематического слуха

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Физминутка

 

 

 

 

 

3.5. Работа с картинками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Работа со словосочетаниями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Работа с предложениями

-Послушай загадку, отгадайте о ком в ней говорится.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

-С какого звука начинается слово собака?

-Как ты думаешь, какой дежурный звук будет у нас на занятии?

 

 

Предлагает взять зеркало, и произнести звук [с].

— Возьми зеркало. Послушай как льётся водичка (произносит с-с-с-с) .

— Попробуйте повторить.

— Как расположены органы артикуляции при произнесении звука [с].

При затруднении ребенка, помогает работать с профилем

— Произнеси ещё раз звук [с].

— Какой это звук? Дай ему характеристику.

Вывешивает схему на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

— Каким сигналом обозначим этот звук?

 

-Будем учиться «ловить» звук [с] среди других звуков.

— Я буду называть звуки, а ты «ловить» звук [с], когда его услышишь, покажи соответствующую букву.

— д, с, з, с, к, ш, с, т, с.

— Будем ловить звук [с] в слогах,  покажи соответствующую букву.

— Я буду называть слоги, а ты «ловите» слог со звуком [с], когда услышите его.

— Са, ха, зу, су, ку, со, шо, ты, сы.

— Будем ловить звук [с] в словах.

— Я буду называть слова, а ты «ловите» слова со звуком [с], когда услышите их,  покажи соответствующую букву.:

— Маска, дерево, сырскала, мяч, корабль, краска.

— Где «ловили» звук [с]?

Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.

— Молодец.

-Сейчас мы будем учиться находить звук [с] в словах.

-Посмотрите на картинки. Назовите, что изображено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какая картинка лишняя?

 

-Почему?

Распределите слова в 3 группы( 1- звук [с] в начале слова, 2 – в середине, 3 – в конце слова)

 

-Чему учились выполняя это задание?

 

-Теперь выполним звукобуквенный анализ слова мышь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Будем учиться составлять словосочетаниями.

-Составь словосочетания со словами, которые на доске.

 

 

 

 

 

-Чему учились выполняя это задание?

 

 

-Будем учиться составлять предложения.

-Составь предложения из тех словосочетаний, что получились.

 

 

 

 

 

 

-Чему учились выполняя это задание?

Слушает загадку.

 

 

 

— Собака

-Слово начинается со звука  [с].

 

-На занятии дежурным будет звук  [с].

 

Берет зеркало,  произносит звук [с].

Произносит с-с-с по подражанию.

 

 

— Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы.

 

Произносит звук [с].

—  согласный, глухой, твёрдый.

 

 

 

 

 

 

 

 

—  Обозначим этот звук синим без звоночка.

 

 

 

«Ловит» звук [с] среди звуков, показывает буквой.

 

 

 

 

«Ловят» звук [с] в слогах  показывают буквой.

.

 

 

«Ловят» звук [с] в словах  показывают буквой.

—  звук [с] ловили среди звуков и слогов.

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят на картинки. Называют их:

аист, слон, мышь, утконос , носорог, собака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Лишняя картинка, где изображена мышь.

-В слове мышь нет звука [с]

1-слон, собака

2-аист, носорог

3- утконос

-Учились находить звук [с] в словах.

Выполняют  звукобуквенный анализ слова мышь.

м — [м] — согласный, звонкий, твёрдый
ы — [ы] — гласный, ударный
ш — [ш] — согласный, глухой, шипящий
ь — не обозначает звука

В слове 4 буквы и 3 звука.

Выкладывает слово сигнальными карточками.

 

Составляет словосочетания со словами, которые на доске.

-Большой слон, красивый слон;

-добрая собака, умная собака;

-белый аист, чудесный аист;

-огромный носорог; злой носорог;

-смешной утконос, маленький утконос

-Учились составлять словосочетания.

 

Составляет предложения.

-Красивый слон был в зоопарке;

-у меня дома живёт добрая собака;

-Вчера мимо меня пролетал белый аист;

-По телевизору показывали большого носорога;

-я мечтаю купит маленького утконоса.

— Учились составлять предложения.

Практический метод.

Художественное слово

 

 

 

Наглядный метод.

Словесный метод

 

 

Контроль действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический метод.

 

Словесный метод

 

Контроль действий

 

 

 

 

 

Наглядный метод (показ учителем).

Практический метод.

Контроль действий

Наглядно зрительный приём.

 

 

Наглядно зрительный приём.

 

Практический метод

 

Словесный метод

 

Контроль действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль действий

 

 

Наглядно зрительный приём.

 

Практический метод

 

Словесный метод

Контроль действий

 

 

 

Наглядно зрительный приём.

 

Практический метод

 

Словесный метод

 

Контроль действий

 

 

4. Рефлексия — Наше занятие подходит к концу.

-Давайте вспомним, над каким звуком мы сегодня работали?

— Какой это звук?

-Что вам понравилось на занятии?

-Что было самым сложным?

— Вы очень хорошо сегодня поработали.

— На этом наше занятие окончено. До свидания.

 

— Мы работали над звуком [с].

 

— Согласный, твёрдый, глухой.

Отвечают на вопросы учителя

 

 

— До свидания.

Словесный метод (беседа).

Побудительно-оценочный метод (поощрение).

 

 

 

Агницкая Кристина Валентиновна
студентка
г. Зерноград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *