Игры и упражнения для развития фонематического слуха
В работе с детьми логопедической группы, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи», мы часто сталкиваемся с такими положениями: пройдет первый этап обучения – ребенок правильнее употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги и слова. Но вот наступает период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и использования приобретенных знаний и навыков самостоятельной речи. Дети должны справляться с трудной для них задачей: правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. Однако, именно этих практических навыков свободного, почти неосознанного владения речевыми средствами и не хватает нашим воспитанникам.
Задача педагога – развить, усовершенствовать речевые навыки, а для этого необходим обширный практический материал, тренирующий речевой слух, память развивающий четкость восприятия, точность воспроизведенного звука.
Подбираем специальные, небольшие по объему тексты, скороговорки, насыщенные нужными звуками: звукосочетания, которые дают возможность в короткий срок на занятии или вне его выполнить упражнения, провести игру с конкретным заданием: «повтори», «запомни», «назови».
Начали работу с простых слоговых упражнений. Согласный звук отрабатываемый по программе, включался в прямые и обратные слоги. В этих упражнениях дети должны повторить слоги в заданном порядке: «ба-бу-бо», или «бо-бу-ба-бы».
Отрабатывая произношения поставленного звука в слогах, мы вместе с тем развиваем у детей удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду.
Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах были составлены специальные упражнения со стихотворными текстами. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру, в ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний. Однако, многие известные считалки, которые у детей с нормальным речевым развитием не вызывают затруднений ни с произносительной, ни с ритмической стороны, на наших воспитанников оказывались сложными.
Считалки со связным текстом на определенный звук вводили в игры детей и следили за правильным произношением звуков и умением детей отмечать ударный слог.
Игра «магнитофон» так же вырабатывает навык деления слов на слоги и, кроме того, детям дает возможность дифференцировать поставленные звуки в сходных по звучанию словах.
После того, как дети познакомились с ритмическим строем речи, слоговым составом слова, можно позволить и более сложные игры, которые составят сразу несколько задач. Научившись правильно произносить слова из двух — трех слогов, не осложненных сочетанием нескольких согласных, дети могут пройти и освоение более сложного звуко-слогового состава.
Речевой материал, который подбирается к занятиям состоит в основном из слов, близких по звучанию. Это дает возможность с наибольшей эффективностью тренировать фонематический слух, концентрировать внимание детей на звуковом составе слова, порядке следования звуков.
Косякова Светлана Георгиевна
учитель-логопед, МАДОУ г. Краснодар «Детский сад №184»
Краснодарский край, г. Краснодар