Конспект итогового занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста «Что? Где? Когда?»
Цели:
- Корекционо – образовательные: Упражнять в автоматизации звука «Р»; упражнять в выделении звука «Р» в словах, развитие фонематического слуха; закреплять понятия антонимы; обогащать словарный запас детей; Упражнять в согласовании притяжательных местоимений «моя», «мой», «моѐ», с именами существительными; расширять знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах и развивать умение образовывать их; активизировать мыслительную активность; продолжать учить изменять слова по числам; продолжать развивать умение использования предлогов; отгадывания загадок. продолжать обучать слоговому и звукобуквенному анализу слов; способствовать развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.
- Корекционо – развивающие: Развивать общую моторику, внимание, память, мышление.
- Корекционо – воспитательные: Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Демонстрационный материал: : музыкальная композиция из игры «Поле–чудес», игровое поле с 12 делениями, карточки с заданиями, карточки с буквами, магнитные доски, картинки с изображениями животных жарких стран, дидактическая игра «Мой, моя, моё», «Банки-слоги», мяч, карточка «звуковой анализ», большой макет «киндер сюрприз».
Раздаточный материал: Карточки на звуки – Р, пособие для определения места звука в слове «птичка», картинки в названиях которые присутствует звук «Р», зеркала, вертушки, фонарики.
Ход занятия
Звучит музыка из игры “Что? Где? Когда?”. Дети заходят в кабинет и выполняют упражнение на коммуникацию «Ладошка, сердце или танец»
Логопед: Внимание! Внимание! Начинаем игру “Что? Где? Когда?”. В игре принимают участие дети 1 логопедической группы «Березка». Посмотрите: в конце игры нам нужно будет отгадать слово и определить победителя. (на доске закрытое слово)
Чтобы узнать тему игры, вам необходимо выделить первый звук в названии картинок и положить под каждую картинку соответствующую букву.
Дети: Буква Р. Тема игры «Звук «Р».
Логопед: Для того чтоб игра прошла еще удачней, нам необходимо подготовиться. Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка». Упражнение на выработку правильной воздушной струи «Вертушка».
Логопед: Молодцы! Для того, чтобы узнать, кто первый будет вращать барабан я предлагаю вам называть животных, в названии которых встречается согласный звук «Р».
Дети: жираф, морж, кенгуру, зебра, носорог, крот, баран, крокодил, кролик, бобр, рысь, тигр, рыба, росомаха и т.д.
- «Скажи чей?» (образование притяжательных прилагательных) уши кролика, рога коровы, хвост рыбы, горб верблюда, пасть крокодила, хвост тигра, хвост кролика, копыта коровы, голова рыбы, морда верблюда, хвост крокодила, лапы тигра.
- «Скажи ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением) – поросеночек, лемурчик, крокодильчик, моржик, коровка и.т.д.
- «Один-много» (образование множественного числа) – кролики, бараны, крысы, верблюды, коровы, крокодилы и.т.д.
- «Мой или моя?» (определение рода существительных) — рука, рыба, нора, гора, дыра — моя, шар, сыр, ковер – мой, мороженное, перо — моё.
- «Скажи наоборот» (подбор антонимов) – короткий- длинный, бледный- яркий, враг-друг. И.т.д..
Физминутка «Зоопарк». На входе нас встречают забавные жирафы, у них очень длинная шея (дети тянут шею вверх). Мы подходим к большому пруду, на берегу которого расположились зеленые крокодилы. У них огромная зубастая пасть (дети садятся на корточки и показывают руками «пасть»). Посмотрите, как резво скачут зебры (дети сгибают руки в локтях перед собой). Мы заходим в павильон тропических животных. Первое, что мы видим – Игуана. Она застыла в неподвижной позе (дети выполняют упражнение планка). В конце павильона мы встречаем целую стаю бабочек. Увидев нас, они взмахивают разноцветными крылышками и улетают (Дети взмахивают руками в стороны). Как интересно было в зоопарке.
- «Скажи так же» (подбор синонимов) Слово игра: развлечение, проказа, игруха, потеха, увеселение.
- «Маленькое слово» (использование предлогов) – один предлог на столе, остальные на карточках. Коробочка с дракончиком.
- «Назови слова родственники» — образование однокоренных слов. Рыба – рыбак, рыбочка, рыбища, рыбозавод…
- «Расскажи про звук» (анализ звука: гласный-согласный; твердый-мягкий; звонкий- глухой) В слове Рука звук Р. Согласный твердый, звонкий. В слове Перо звук р согласный, твердый, звонкий, В слове Шар звук р согласный, твердый звонкий.
- сектор «Вопрос» — Чтобы узнать, что в черном ящике, нужно отгадать загадку.
«Возле леса на опушке
Украшая темный бор
Вырос пестрый, как Петрушка
Ядовитый…….мухомор.»
- «Место звука» Определить место звука «Р» в словах. СЫР, РЫБА, Ковер.
- «Раздели слово на части» Деление слов на слоги — жираф, морж, кенгуру, зебра, носорог, крот, баран, крокодил, кролик, бобр, рысь, тигр, рыба, росомаха…
Логопед: Молодцы! Со всеми заданиями справились! И я объявляю финал. Предлагаю сыграть вам в супер игру. Я сейчас загадаю вам трудную загадку. Отгадка спряталась на доске в строчке квадратов. Сначала я разрешу вам открыть любые три буквы. Называйте!
Логопед переворачивает на доске квадрат с угаданной буквой.
Логопед: Слушайте загадку:
Он может быть огромным,
А может небольшим.
Ведь главное, подарен
Он будет от души!
Один из детей называет слово-отгадку: «ПОДАРОК»
Логопед: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку.
И логопед переворачивает буквы и одновременно вместе с детьми соединяет звуки в слово и получается слово «Подарок». Объявляются победители. Звучит музыка из игры «Поле-чудес».
Логопед: Всем участникам игры «Что? Где? Когда?» подарок в студию!
Логопед достает «Киндер сюрприз»
Логопед: В какую игры мы играли? Какие задания больше всего понравились? И т. д.
Дети отвечают.
Логопед: Доставайте из киндера призы, а фонарик поможет вам узнать, кому какой приз достался.
Дети просвечивают фонариком свои маленькие киндер сюрпризы и называют «В моем киндер сюрпризе жираф» и т.п.
Шалимова Наталья Игоревна
учитель-логопед, МБДОУ № 38
Мурманская обл., Кольский район, п.г.т. Молочный