Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ «Игры и упражнения для развития фонетико – фонематического восприятия дошкольников»
Цель: научить педагогов использовать дидактические пособия в коррекционно-образовательной деятельности с детьми.
Задачи:
- расширить знания участников мастер-класса об организации игровых упражнений с детьми дошкольного возраста по ФФН;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов;
- повысить профессиональное мастерство педагогов.
Оборудование: один столик, два стульчика, интерактивное оборудование.
Ход:
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на мастер – классе, я хочу вместе с вами обсудить системный подход в работе воспитателя в развитии фонетико-фонематического восприятия через игры и игровые упражнения. Я считаю, что эта тема на сегодняшний день очень актуальна, так как существует множество проблем в развитии речи детей. И я думаю, что вы с лёгкостью назовёте проблемы в нарушении речи детей. Какие же это проблемы? Дети не могут правильно проговаривать звуки, у них маленький словарный запас, не могут грамотно выстраивать предложения.
Все мы прекрасно информированы о критичном состоянии речи большинства детей подготовительных к школе групп, а именно о недостаточном развитии фонетико-фонематического восприятия и слуха.
Давайте порассуждаем дальше, что же является основными причинами этих проблем? Одной из причин является рождение детей с врождёнными патологиями, наследственная предрасположенность — это особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса. А так же причиной может быть недостаток общения, двуязычие и т.д.
Чем же опасны эти проблемы? Тем, что уже будучи школьниками дети испытывают сложности на уроках русского языка, а именно не владеют навыками звукового анализа и синтеза, а впоследствии – навыками письма и чтения.
Считаю, что при целенаправленной и систематичной работе воспитателя с детьми по формированию фонетико-фонематического восприятия, можно достичь хороших результатов. Для этого достаточно знать программные задачи и иметь под рукой набор предметных картинок и игровые модули, которые позволят сделать образовательный процесс интересным и увлекательным.
Сейчас попробуем освоить эту систему игр и упражнений. Учитывать будем возрастные особенности детей.
Итак, предлагаю кратко записать на доске задачи по каждому возрасту. У каждого из вас имеются памятки по развитию фонетического восприятия детей дошкольного возраста.
А теперь, предлагаю пройти и сесть за стол тем, у кого на руке есть часы.
Итак, предлагаю выполнить первое игровое упражнение. В домике живут домашние животные, скажите, как кошка зовёт своего котёнка к себе? Позовите котёнка «мяу», и проведите котёнка к маме. И т.д.
Скажите, пожалуйста, какая задача решается с помощью данного упражнения?
(На слайде появляется 1 задача.).
Во втором игровом упражнении предлагаю поиграть с кубиками и предметными картинками. Будем собирать башенку красного цвета из кубиков. Ставь кубик на кубик и чётко произноси слова, которые видишь на картинке. А теперь построим синюю башенку, ставь кубик на кубик и чётко произноси слова.
Уважаемые, коллеги, какие задачи мы решаем в данном игровом упражнении?
(На слайде появляется 2 задача).
Эта серия игр проводится для детей 4 — го года жизни.
Игровое упражнение направлено на правильное произношение звуков Б и П.
Следующее игровое упражнение называется «Весёлые ромашки». Посмотрите, какой звук живёт на первой ромашке? На второй? Выберите картинки со звуком Ш и прикрепите к той ромашке, где этот звук живёт. На вторую ромашку прикрепите те картинки, в названиях которых вы слышите звук Ж. Какие картинки вы прикрепили к ромашке со звуком Ш? Произнесите те слова, которые начинаются на звук Ш. Какие картинки вы прикрепили к ромашке со звуком Ж? Произнесите те слова, которые начинаются на звук Ж.
Уважаемые, коллеги, какие задачи мы решаем в данном игровом упражнении?
В данном игровом упражнении мы решаем сразу две задачи, направленные на дифференциацию шипящих звуков и на умение называть первый звук в слове.
(На слайде появляется задачи для средней группы).
Следующее упражнение называется «Найди место звука Л в слове». Подберите к картинке подходящую схему, то есть, определите место звука в слове и разместите в окошечках домика. Объясните свой выбор.
Уважаемые, коллеги, кукую задачу мы решаем в данном игровом упражнении?
(На слайде появляется задачи для старшей группы).
Ну и последнее упражнение предлагаю выполнить на звуковой анализ. Что изображено на картинке? (Мишка). Предлагаю вам сделать звуковой анализ слова, подберите крышки нужного цвета. Какой первый звук вы слышите в слове мишка? Дайте ему характеристику и т.д. Сколько гласных звуков в слове мишка? Сколько согласных? Сколько твёрдых согласных? Есть ли мягкие согласные в слове мишка?
Уважаемые, коллеги, какие задачи мы решаем в данном игровом упражнении? И для какой возрастной группы это упражнение?
(На слайде появляется задачи для подготовительной группы).
Участники фокус – группы, давайте проговорим, какие же задачи мы решали сегодня в игровых упражнениях.
(Задачи на слайде)
Благодарю всех за участие!
Большое спасибо! Проходите в зал, на свои места.
Завершая свое выступление, хотела бы обратиться к вам, уважаемые коллеги, с вопросом, кто готов такие игровые упражнения использовать в работе с детьми уже сегодня, поднимите, пожалуйста, правую руку. У кого возник интерес к данным игровым упражнениям, поднимите левую руку. Я прошу вас дружно поаплодировать. Благодарю за активное участие!
Владимирова Снежана Викторовна
МАДОУ «Центр развития ребёнка — д/с №91», учитель-логопед
г. Нижнекамск