Логопедические сказки в коррекционной работе
Ни для кого не секрет, что все дети любят сказки. В современных условиях сказки можно использовать и для коррекционной работы с детьми. Логопедические сказки на сегодняшний день являются универсальным средством развития, как речевого, так и интеллектуального развития. А возможность их использования с самого раннего дошкольного возраста делает их доступным средством для каждого.
Логопедические сказки направлены на активизацию сразу нескольких процессов, это и развитие связной речи, и слухового внимания, и памяти, и мышления, а также помогают обогащать словарный запас. Неоценимый вклад логопедических сказок в развитии творческого воображения, дает детям возможность безграничной фантазии.
Используя логопедические сказки, педагог поддерживает интерес к литературе, помогает ребенку окунуться в другой мир, в определенное действо. Для коррекционной работы с использованием таких форм взаимодействия, важно создать для детей атмосферу возможностей, уверенности.
Использовать сказку, как педагогическое средство, значит иметь возможность одновременно воспитывать и обучать ребенка. Сказки учат гуманности, выдержке. В то же время происходит развитие познавательных процессов. Язык сказки доступен и понятен для детей, чаще всего они небольшие по размеру, поэтому логопедические сказки легче запоминаются.
Прибегая к методу коррекционного обучения через сказку, педагог может разнообразить свои занятия и делать их интересными для детей.
На сегодняшний день выделяются несколько видов логопедических сказок:
- Артикуляционные. Направлены на развитие артикуляционной моторики и дыхания и на укрепление мышц языка; для уточнения правильной артикуляции звука;
- Пальчиковые. Эти сказки способствуют развитию мелкой моторики, отработки четких графических навыков, укреплению мышц кисти руки;
- Лексико-грамматические. Задачи этих сказок- увеличение объема активного и пассивного словаря, уточнение и отработка правильных грамматических форм;
- Фонетические. Очень нужные сказки в формировании фонетико-фонематического анализа и синтеза. Используются для дифференциации звуков, очень хорошо подходят для автоматизации звуков.
Логопедические сказки можно обыгрывать не только словесно, но и использую всевозможные театры: и пальчиковые, и настольные, и магнитные, даже веревочные. Есть варианты самодельных театров из пластилина и аппликаций. Также в ход может пойти театр из перчаток, театр из ложек, теневой театр.
Лобанова Евгения Владимировна
учитель-логопед, МДОБУ «ДСКВ №10»
Ленинградская область, г. Всеволожск