Использование наглядных средств при проведении артикуляционной гимнастики

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка. Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Поэтому, помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики мною используются нетрадиционные формы, которые очень нравятся детям, такие как:

  • артикуляционная игра с кубиками;
  • артикуляционная игра «Поле смашариков»;
  • артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Артикуляционная игра с кубиками

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, повышать мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно – образовательной деятельности.

Ход игры: ребенок бросает кубик и выполняет определенное артикуляционное упражнение в соответствии с картинкой, выпавшей на кубике.

Артикуляционная игра «Поле Смешариков»

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности, формирование произносительных умений и навыков у детей; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

Ход игры: перед ребенком игровое поле («барабан») с изображениями смешариков. Ребенок должен запустить вращающуюся стрелку. Затем игрок выполняет определенное артикуляционное упражнение, которое выпало на «барабане».

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместно с движениями руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биотоков в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

В своей коррекционной работе я уже второй год использую новую технологию артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Внедрение биоэнергопластики предусматривает несколько этапов:

  • Диагностический.
    Цель: определить структуру дефекта, оптимальные направления коррекционной работы.
  • Подготовительный.
    Цель: установить доверительные отношения с ребенком, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к коррекционной деятельности (индивидуальная работа у зеркала, разнообразная наглядность, игровые персонажи, музыкальные физминутки, логоритмические упражнения, посильные задания).
  • Основной.
    Цель: осуществить логопедическое воздействие на речевой дефект, коррекция и развитие познавательных процессов, эмоционально — волевой сферы.

При введении упражнений учитывается сложность речевого дефекта ребенка, поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; индивидуальность в подаче материала; качество выполнения действий, ритм и комплексность.

На первом занятии дети знакомятся с артикуляционными упражнениями по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении упражнений перед зеркалом. На следующих занятиях дети подключают к артикуляции движения сначала одну кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движениями обоих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Такая пальчика – речевая гимнастика продолжается весь учебный период.

Я слежу за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяю счет, стихотворные строки. При этом двумя руками продолжаю давать четкий образец движения.

Я могу самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Важно подбирать позу рук под каждую артикуляционную позу, объяснять каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Метод «биоэнергопластики» дети воспринимают как игру, с интересом включаются в занятие, самостоятельно придумывают позы рук.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие в кору головного мозга от языка.

Весь комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» направлен на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев и рук (массаж ладоней, кистей рук), общей моторики, развитие чувства ритма, координации движений.

Выступление из опыта работы
Касабьян Светлана Сергеевна
учитель — логопед, «СОШ № 24» структурное подразделение «Детский сад № 43 «Чебурашка»
г. Северодвинск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *