Использование нетрадиционных приемов в непосредственной образовательной деятельности логопедической направленности. Игры с пуговицами

Хорошо развитая речь является не только одним из условий успешного обучения ребенка в школе, но и важным компонентом коммуникативных способностей  человека, которые позволят вывести наших детей в современный мир более грамотными, открытыми к общению и познанию мира. В своей работе с ребятами, имеющими нарушения речевого развития, я стараюсь так разнообразить виды  непосредственной образовательной деятельности и дидактического материала, чтобы у учеников не угасал интерес к нашей совместной деятельности, а следовательно и улучшался ее результат. Почему меня привлекли именно пуговицы? Во-первых, они имеют разную поверхность (гладкие, шершавые, с различными углублениями, бороздками и т.д.). Во-вторых, это развивает тактильные ощущения ребенка. Разная величина пуговиц развивает зрительное восприятие, ориентацию в пространстве. Сам захват пуговицы пальцами иногда является для детей сложным для выполнения действием. Нужно иметь определенную ловкость, точность движений, чтобы взять пуговицу, не уронив ее. В игровой деятельности с пуговицами  я использую следующие приемы:

  • нанизывание пуговиц на мягкую проволоку
  • катание крупных пуговиц из одной руки в другую
  • собирание рассыпанных по ковру крупных пуговиц
  • вращение пуговицы, нанизанной на нитку
  • вращение крупной пуговицы на ножке как «волчка».
  • выкладывание картинок из пуговиц

Когда ребята показывают хороший уровень овладения этими приемами, я обязательно добавляю речевой компонент, тем самым усложняя и разнообразя нашу совместную деятельности активизируя речевую деятельность детей. Играя, ребята могут получить следующие инструкции:

  • «нанижи на проволоку столько пуговиц, сколько звуков в слове КОТ»
  • «выложи перед собой столько пуговиц, сколько слогов в слове КАША»
  • «кладя каждую пуговицу в коробку, придумай слово со звуком «Р» .

Игры с пуговицами использую непосредственно в своей логопедической  деятельности. Их регулярное применение дает хороший результат: развивается ловкость пальцев, дети лучше пишут в прописях, более быстро и успешно происходит коррекция звукопроизношения и автоматизация звуков в речи. Данные игры  могут  использоваться воспитателями в индивидуальной работе с детьми, учителями-логопедами, педагогами, работающими с детьми в учреждениях коррекционного и компенсирующего вида, а также родителями в домашних условиях. При подборе речевого материала необходимо обязательно учитывать возраст ребенка и его индивидуальные особенности и возможности. Ниже я предлагаю вам одну из разработанных мною игр.

Игра с пуговицами для учащихся первых классов

«Пуговичное лото»

Цель: автоматизация поставленного звука в словах и словосочетаниях, развитие воображения, мелкой моторики, внимания и наблюдательности.

Оборудование: пуговицы разного размера, в названиях которых есть заданный звук, игровое поле с квадратами разного размера и такими же цветами, что и пуговицы. Например: если автоматизируется звук [Л], то используем цвета желтый, белый, голубой и тп; если автоматизируем звук [Р], то используем цвета красный, черный, изумрудный, оранжевый, розовый и тп.

Ход игры: Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Будем играть в лото. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет, четко выделяя заданный звук. Если ты нашел на игровом поле  этот цвет и размер, то ты получаешь пуговицу и кладешь ее на соответствующий квадрат.

Первое усложнение игры: попросить ребенка придумать слова с заданным звуком, которые бывают  такого же цвета, что и пуговицы. Например: если автоматизируется звук [Л]: голубые облака, белый халат, желтое солнышко и тп; если автоматизируем звук [Р]: черные шорты, красная кружка, оранжевая рубашка и тп.

Второе усложнение: попросить ребенка придумать словосочетание с заданным звуком, используя цвет и название предмета, на определенную лексическую тему. Например: лексическая тема «Одежда», если автоматизируется звук [Л]:  белый халат, голубые колготки, желтая блузка и тп.; если автоматизируем звук [Р]: красная рубашка, изумрудные шорты, оранжевый свитер и тп.

Назаренко Татьяна Владимировна
учитель-логопед, МАОУ «НОШ №7 имени В.И. Ефремовой»
респ. Коми, г. Усинск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *