Автоматизация сонорных звуков посредством ИКТ
В настоящее время наблюдается постоянная тенденция увеличения общего числа детей с нарушениями речи и ухудшения общего развития речи. В то же время общеизвестно, что правильное звукопроизношение является основой полноценного речевого развития, что в свою очередь стимулирует дальнейшее психическое развитие ребенка: развитие мышления, памяти, воображения, навыков самоорганизации, планирования, познания окружающего мира и социальных навыков.
Особенные сложности всегда вызывали сонорные звуки [л], [л’], [р], [р’]. Неправильная артикуляция язычно-альвеолярных дрожащих [л], [л’], [р], [р’] встречается у каждого третьего ребенка из-за особенностей развития речевого аппарата.
Кроме нарушения звукопроизношения, есть сложности в фонетико-фонематическом различении звуков, в освоении грамматических явлении и формировании связной речи. Особенностью современных детей также является дефицит внимания, гиперактивность, быстрая утомляемость, низкий уровень самоконтроля, что в результате приводит к низкой работоспособности и низкому уровню мотивации при обучении. Такие дети требуют особого нестандартного подхода.
Следовательно, система образования ищет все новые способы обучения и развития речевых навыков. Создаются разнообразные нестандартные подходы и программы, учитывающие индивидуальные особенности, в том числе инновационные методы работы в логопедии по коррекции звукопроизношения и автоматизации звуков.
Наиболее современным методом сегодня считается широкое применение компьютерных и мультимедийных технологий, которые повышают мотивацию, улучшают качество и ускоряют процесс обучения. В том числе определенный набор информационно-коммуникационных технологий можно применять и в логопедии для коррекции речевых расстройств у детей, например, применение различных логопедических игр для отработки звукопроизношения.
ИКТ – это совокупность методов, способов и средств, основанных на использовании информации в электронном виде в процессе коммуникации. Применение подобных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет найти индивидуально-ориентированный подход к каждому и сделать процесс обучения более результативным.
Одним из приемов применения ИКТ в логопедии может быть создание презентаций и слайд-шоу с программой Microsoft Power Point. Это программа проста и доступна в использовании, а материал в электронном виде с меняющимися на экране изображениями и спецэффектами вызывает больший интерес у детей, чем статичные иллюстрации в книгах. Презентации легко редактировать, адаптируя их к возрасту и потребностям каждого ребенка, и, внося небольшие изменения, можно поддерживать непроизвольное внимание детей, что особенно важно на этапе автоматизации и дифференциации звуков, когда необходимо многократное повторение однообразного языкового материала. Также презентации удобно практиковать на групповых занятиях, если подключить к компьютеру мультимедийный проектор или телевизор.
Обычно одна отдельная презентация посвящается какой-то одной теме. В презентациях используют различные упражнения и игры на автоматизацию звуков в словах и предложениях. Например, в презентации «Автоматизация звука [Р]» можно использовать такие задания: кто как говорит; отгадай загадки; повтори чистоговорки; найди слова, в которых есть буква р; определи место звука [р] в словах; найди лишнюю картинку; придумай предложение по картинке; изменяй предложения по образцу; разучи стихотворение.
Также существуют специальные комплексные логопедические коррекционные программы «Игры для тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Также занятия с детьми можно снимать на камеру, делать фото, а затем просматривать записи, повторяя материал и исправляя ошибки.
Таким образом, использование ИКТ в автоматизации звуков имеет обширные возможности, кроме того это позволяет упростить и автоматизировать сам процесс обучения: хранение информации в электронном виде, подготовка и оперативное использование любого материала в любой нужный момент, оформление результатов работы в виде сводных таблиц и сравнительных диаграмм. А также это повышает мотивацию детей, эффективность и результативность всего коррекционно-образовательного процесса.
Козлова Вероника Сергеевна
учитель-дефектолог, Государственное учреждение образования «Ясли-сад №106 г. Витебска»
Беларусь, город Витебск