Индивидуальное логопедическое занятие на этапе автоматизации звука [Ш] в словах «Веселое путешествие»

Тема занятия: автоматизация звука [Ш] в словах.

Цели: Коррекция произношения звука [Ш] в словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и   акустических особенностях данной фонемы;
  • формирование правильного артикуляционного образа звука [ш];
  • органы артикуляции;
  • знание о характеристике звука;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие общей моторики;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие мимических мышц лица;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие правильного речевого дыхания.
  • закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
  • развитие фонематических процессов.
  • развитие связи звука и буквы.
  • развитие памяти, внимания и зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

  • привитие навыков самоконтроля за речью;
  • воспитание усидчивости на занятии;
  • волевые процессы;
  • воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш].

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, алфавит, артикуляционный профиль звука, план – схема органов артикуляции, фишка синего цвета, схема слова, куклы Паша и Маша, счётные палочки, компьютерный игровой центр, компьютерная программа “Страна Буквария”.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй, Никита! Я рада встрече с тобой!

2. Развитие общей моторики.

Гномы

Ой, ой, ой, ой!   (Наклоны из стороны в сторону. Руки на поясе.)
Чей там дом под горой? (Приподнять плечи, удивиться.)
Дом под красной крышей. (Руки над головой «крышей»)
Кто из дома вышел? (Шаги на месте.)
Это братья гномы!   (Присесть.)
Нам они знакомы! (Выпрямиться. Попрыгать на месте.)

3. Развитие мелкой моторики.

— Давай мы приготовимся к путешествию вместе с Пашей и Машей, сделаем упражнение с кистевым эспандером.

Эспандер в руки я возьму,
Крепко рученькой сожму. (смена рук)
Чтобы путешественником быть,
Землю родную надо любить (смена рук)
Буду я кольцо сжимать,
В пальцах силу прибавлять!

4. Мимические упражнения.

Какая сегодня хорошая погода!

Солнышку мы улыбнёмся,


И прищурим глазки.
Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)

Смотрим без опаски.
Видим радугу за речкой
Всем на удивленье, (показать удивление)

В поход мы отправляемся с хорошим настроением.

5. Артикуляционная гимнастика.

 Покажем нашим путешественникам гимнастику для губ и язычка: упражнения “Птенчик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Окошечко”, “Лопаточка”, “Чашечка”, “Лошадка”, “Грибок”.
— Очень хорошо!

6. Работа над развитием дыхания и голоса.

А сейчас давай покажем упражнение на дыхание “Фокус”.

7. Тема занятия.Сегодня у нас будет увлекательное занятие. Куклы Маша и Паша нас приглашают в путешествие.

Паша с Машей собрались в путешествие.
Взяли они с собой
Пшено для каши,
Сушки для Маши.
Для супа горошек,
Обед сварят хороший!

— Какой звук в этом стихотворении ты слышишь чаще всего?
— Звук [ш].
— Правильно, сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук [ш].

8. Произношение изолированного звука.

— Давай поможем нашим путешественникам надуть воздушный шар. Произноси звук “Ш-Ш-Ш” (сопровождается движениями рук). Посмотри, какой большой шар надули, можно взлетать!

9. Анализ артикуляции звука.

(В качестве наглядности — артикуляционный профиль звука [ш] и план – схема органов артикуляции)

— Паша и Маша полетели, а мы с тобой побеседуем. В каком положении находятся губы, зубы и язык, когда ты произносишь звук [ш]?
— Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, зубы сближены, язычок похож на “чашечку”.
— Какая воздушная струя, когда произносишь звук [ш]?
— Воздушная струя – широкая, плавная, тёплая.

10. Характеристика звука.

— Давай определим, какой это звук: гласный или согласный?
— Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).
— Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш].
— Глухой.
— Этот звук твёрдый или мягкий?
— Твёрдый.
— Какой фишкой мы его обозначим?
— Фишкой синего цвета.


— Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.

11. Развитие фонематического слуха.

— Определи, пожалуйста, место звука [ш] в словах: шуба, шапка, шарф.

(определение звука в словах)

12. Связь звука с буквой.

— Согласный звук [ш] обозначает буква Ш, найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из счётных палочек.

13. Физ. минутка.

— Посмотри, Паша и Маша приземлились, и приглашают тебя продолжить с ними путешествие. Пойдём вместе с ними в поход!

По родной земле с тобой
Мы весело шагаем.
Весело шагаем-
Ножки поднимаем!
Направо пойдём – (поворот направо)
В лесочек зайдём!
Шаг немного замедляем,
И грибочки собираем (наклоны)
Набрали полное лукошко,
Шаг ускорили немножко!
Мы шагаем, мы шагаем,
Край родной с тобой узнаем.

14. Автоматизация звука в слогах.

— Посмотри, впереди Уральские горы. Давай, поднимемся на гору. Произнеси слоги протяжно, тяжело подниматься вверх: -аша-аша-аша, -иши-иши-иши, – ошо- ошо-ошо, — ушу-ушу-ушу. Легко спускаться вниз, произносим слоги легко: -аша-аша-аша, -иши-иши-иши, – ошо- ошо-ошо, — ушу-ушу-ушу.

15. Автоматизация звука в словах и предложениях.

— Посмотри, мы попали на полянку возле речки. Я начну предложение, а ты его закончи: На берегу речки растут… камыши.

Под сосёнкой расцвели … ландыши.
Шмель летает над кустами … шиповника.

— Помоги Маше сосчитать ландыши (1… 2 …3…4…5…)
— Помоги Паше сосчитать кусты шиповника (1… 2 …3…4…5…)
— Почему эти кусты так назвали?
— У шиповника есть колючие шипы.

16. Выполнение заданий с использованием ИКТ.

— Паша и Маша приглашают тебя в волшебную страну Букварию.
В неё мы попадём с мудрым гномом, он живет в волшебной стране.

Слушай внимательно его задания. 1 задание — выбери и назови предметы, в названиях которых есть звук [ш]. Придумай предложения с этими словами.

2 задание – выдели в словах букву Ш.

17. Домашнее задание.

Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:

— в начале слова;
— в середине слова;
— в конце слова.

18. Итог занятия.Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [ш]. Паше и Маше очень понравилось на нашем занятии. Они тебя благодарят, и дарят тебе наклейку путешественника. До свидания!

Таран Ольга Владимировна
учитель-логопед, МАДОУ – ДЕТСКИЙ САД № 3 «ТРЕТЬЕ КОРОЛЕВСТВО»
Свердловская обл., г. Среднеуральск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *