Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, как средство повышения качества коррекционного процесса.
Сидорова Таисия Сергеевна, Кантур Татьяна Георгиевна, учителя-логопеды высшей категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 Каневского района, Краснодарского края
ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, как средство повышения качества коррекционного процесса.»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Использование интерактивных игр на автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков и интерактивных методов будет яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества и станет залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами, будет способствовать мотивации детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учётом особенностей ребёнка, повысит качество коррекционного процесса.
Компьютер несёт в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, созданные сюжеты, предметные картинки с заданным звуком и без него привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играя автоматизировать и дифференцировать поставленные учителем-логопедом нарушенные звуки. Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста особо актуально.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» говорится о том, что основная общеобразовательная программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Интерактивные игры- совместный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений.
Одна из главных задач интерактивных игр- способствовать ребёнку стать активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического и родительского воздействия. Это позволяет ребёнку осознанно усваивать знания.
Применение интерактивных методов обучения позволяет реализовать дифференцированный подход к детям разного уровня подготовленности.
Использование новых непривычных приёмов закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников с ТНР один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
ЦЕЛЬ.
Создание мотивации детей (с помощью интерактивной игры), направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата и повышение качества образовательного процесса
Задачи
- сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- существенно расширить звуковой ряд тем по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, создавая авторские интерактивные игры, делая их доступными и понятными детям;
- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
- активизировать речевой потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к речевым интерактивным играм;
- Активизировать и развить эмоциональное восприятие по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;
- Способствовать формированию познавательной мотивации дошкольников к речевой деятельности;
Используя в своей практике интерактивные игры педагог имеет ряд преимуществ:
1) Компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу (количественно усиливает функцию учителя-логопеда, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом, оперативности принятия решения);
2) Позволяет создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме;
3) Открывает быстрый доступ к КТ, необходимым для отработки умений и навыков, а также закрепление пройденного материала в игровой форме;
4) Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход;
5) Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большего круга учебных задач;
6) Высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии;
7) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
8) Активизация работы родителей за счет использования новых консультативных форм и, предлагаемых способах взаимодействия с детьми;
9) Расширение творческих способностей педагога;
10) Экономия временных ресурсов.
Преимущества использования интерактивных игр для ребенка:
1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;
2) Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;
3) Развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой.
4) Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность;
5) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
6) Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;
7) Побуждение детей к познавательной деятельности;
8) Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)
9) Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей
10) Формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности;
11) Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний;
12) Восприятия образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;
13) Формирование у детей рефлексии. Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана;
14) Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т.к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)
Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих детей, рассматривая различные вариации соотношений, изменения в содержании коррекционного процесса группы компенсирующей направленности, а также учитывать первоначальный уровень владения компьютером.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
— соответствие возрастным особенностям;
— занимательность;
— грамотность;
— создание ситуации успеха;
— достижение цели;
— стимулировать познавательно-речевое развитие детей;
— объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;
— текст задания должен озвучиваться взрослым;
— задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;
— соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме
— должны носить исследовательский характер;
— задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.
В настоящее время существует огромное количество логопедических компьютерных программ. К сожалению, данные игры, не всегда представляют возможность использовать их в стенах ДОУ. Происходит это по разным причинам: длительные эпизоды, не соответствие программным задачам на определенном этапе, отсутствие необходимого оборудования (н-р, микрофон), неверное произношение слов, что категорически противопоказано детям с нарушениями в речевом развитии.
Для оказания коррекционной помощи дошкольникам разработаны авторские интерактивные игры, которые: соответствуют тематическому планированию; интегрируют различные образовательные области (один из принципов развития современного дошкольного образования); сочетают отдельные элементы разных видов игр при руководящей и обучающей роли взрослого; в процессе данных игр происходит упражнение, закрепление, совершенствование имеющихся навыков, а так же развитие психических процессов и формирование новых качеств личности ребенка.
Авторские интерактивные игры представлены в виде мультемедийных презентаций; интерактивных игр . Многие ресурсы, в целях совершенствования существующей системы коррекционно — образовательного процесса, направлены на интеграцию различных образовательных областей.
ЦОР применяются для:
— автоматизации звуков;
— дифференциации звуков и развития фонематического слуха;
— коррекции слоговой структуры слова;
— развития лексико-грамматического строя речи;
— развития связной речи;
— закрепления знаний полученных на занятиях по обучению грамоте.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями, коррекционно-образовательными потребностями ребенка, а также с учетом рекомендаций СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Авторские компьютерные игры приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
Предлагая ребёнку интерактивную игру, мы тем самым дарим ему совершенно особое время. В ходе игры дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются.
Исходя из того, что современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в домашних условиях легко общаются с компьютером, мы предположили, что взрослым не составит труда использовать интерактивные игры для закрепления материала программы, реализуемой в детском саду. Мы нашли интерактивным играм применение и в виде семейной медиатеки.
На первых этапах игры включаем в индивидуально-подгрупповой коррекционный процесс. Каждому ребёнку в коррекционной деятельности подбираются интерактивные игры на тот или иной нарушенный звук, который автоматизируется или дифференцируется (учитывается уровень развития звукопроизношения и только потом предлагается игры на закрепление или расширение слов с заданным звуком стимулирующие продвижение вперёд, ориентированные на зону ближайшего развития.
Мы предлагаем интерактивные игры по разделам
- «Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц», (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание»), «Конструирование» (образовательная область «Познание»), «Логика» «Классификация» ( (образовательная область «Познание»),
- «Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ » (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание»), «Конструирование»( (образовательная область «Познание»), «Логика» «Классификация» ( (образовательная область «Познание»),
- «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль, Р, Рь » (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание»), «Конструирование»( (образовательная область «Познание»), «Логика» «Классификация» ( (образовательная область «Познание»),
- «Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, Л-Ль, Р-Л, Р-Рь И ДР,» (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание»), «Конструирование»( (образовательная область «Познание»), «Логика» «Классификация» ( (образовательная область «Познание»),
Мы заметили, что дети не только проявили большой интерес к авторским интерактивным играм, но включение игр в индивидуально-подгрупповой коррекционный процесс, позволил нам добиться высокого качества произношения автоматизируемых и дифференцируемых звуков.
Таким образом, и родители смогут дома, отдохнув от дневных забот, помочь ребёнку закрепить и освоить более качественно материал, который мы отработали в коррекционной деятельности.
Мы предполагаем, что использование интерактивных игр позволит не только повысить качество образовательного процесса, но и создаст условия для организации дистанционного общения педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, учителя-логопеда, педагога-психолога, и родителей. Мы отслеживаем результаты с помощью анкетирования, бесед, и результатов диагностики.
Использование авторских компьютерных и интерактивных технологий-это опыт 4 лет совместной деятельности детей и родителей в нашем детском саду и в нашей группе компенсирующей направленности, в частности. Наша коррекционная группа работает второй год, до 2013 года мы работали в условиях логопункта с детьми ФНР, ФФНР.
При этом не обошлось и без трудностей. Казалось бы, чего проще- скачать из Интернета готовые игры и играть. Но нам в первую очередь нужны игры для решения задач нашей коррекционной программы. И поэтому эти игры нам пришлось придумывать и создавать самим. Это трудоёмкий процесс. Итоги работы подводить ещё рано, но первые шаги дают положительный результат.
Интерактивные методы:
-ставят родителей в активную позицию;
-повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
-проясняют родительские ожидания автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;
-позволяют углубить и обогатить взаимодействие учителя-логопеда на родителей.
В. А. Сухомлинский когда-то сказал: «Дети-это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, с детьми, конечно, требует душевных сил, времени. Но ведь и мы счастливы тогда, когда их глаза наполнены радостью.
Мы считаем, что использование авторских интерактивных игр на автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков и интерактивных методов будет яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества и станет залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами, и повысит качество коррекционного процесса.
Авторская интерактивная игра «Собери арбузы»
по автоматизации звука (Р) в словах в начале слов.
Пояснительная записка к презентации
Презентация рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения.
В презентации используются анимационные эффекты и гиперссылки, которыми могут управлять дошкольники данного возраста.
Дети получают(закрепляют) навыки пользования мышью, клавиатурой. Развивают навыки в КТ. Данная презентация используется на индивидуально-подгрупповых занятиях по преодолению нарушений звукопроизношения и формированию фонетико-фонематической стороны речи, обучения грамоте.
Целью игры является: создание мотивации детей (с помощью интерактивной игры), направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата ( получение правильного подбора предметных картинок и произнесения слов с заданным звуком в начале, середине и конце слов. Обучение детей классификации геометрической фигуры(круг) в линейный ряд в порядке уменьшения. Отбор арбузов с вставленными в них предметными картинками с заданным звуком. В игре у дошкольников развивается фонематическое восприятие, правильное произношение, пространственное мышление, внимание, сообразительность; формирование представления детей о геометрических фигурах, их величине, количестве.
Краткий ход игры.
Начало игры. Ребёнок с учителем-логопедом сидят возле компьютера. Открывается игра. Ребёнку предлагается наводить курсор мышкой. Педагог руководит ходом игры.
1 слайд- надо найти арбузы в порядке уменьшения одновременно выбирая только те в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком. Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать.
2 слайд— На слайде изображены контуры арбузов разной величины расположенных в линейной последовательности, куда необходимо собрать только те арбузы с вставленными в них предметными картинки с заданным звуком. Если арбуз с заданным звуком выбран правильно, то она переместится в контур арбуза. Если арбуз с вставленной в него картинкой выбран неправильно, то она «исчезает». Игра проходит до полного завершения. Если предметы исчезали- то игру можно повторить.
Авторская интерактивная игра «Корабль»
по дифференциации звуков (Л), (Р) в словах в начале слов.
Пояснительная записка к презентации
Презентация рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения.
В презентации используются анимационные эффекты и гиперссылки, которыми могут управлять дошкольники данного возраста.
Дети получают (закрепляют) навыки пользования мышью, клавиатурой. Развивают навыки в КТ. Данная презентация используется на индивидуально-подгрупповых занятиях по преодолению нарушений звукопроизношения и формированию фонетико-фонематической стороны речи, обучения грамоте.
Целью игры является: создание мотивации детей (с помощью интерактивной игры), направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата (получение правильного подбора предметных картинок и произнесения слов с заданным звуком в начале, середине и конце слов. Обучение детей классификации геометрической фигуры(квадрат) в линейный ряд. Отбор коробочек с вставленными в них предметными картинками с заданным звуком. В игре у дошкольников развивается фонематическое восприятие, правильное произношение, пространственное мышление, внимание, сообразительность; формирование представления детей о геометрических фигурах, их величине, количестве.
Краткий ход игры.
Начало игры. Ребёнок с учителем-логопедом сидят возле компьютера. Открывается игра. Ребёнку предлагается наводить курсор мышкой. Педагог руководит ходом игры.
1 слайд- надо найти корабль, который справа, одновременно выбирая только те коробочки, в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком(Р). Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать. Лишние предметные картинки где нет заданного звука остаются на экране. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно, в ходе игры ребёнок рассуждает почему та или иная картинка не может быть выбрана, самостоятельно дифференцируя разные звуки в словах.
2 слайд— надо найти корабль который слева, одновременно выбирая только те коробочки в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком(Л). Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать. Лишние предметные картинки где нет заданного звука остаются на экране. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно.
Авторская интерактивная игра «Построй домик»
по автоматизации звука (с) в словах в начале слов.
Пояснительная записка к презентации
Презентация рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения.
В презентации используются анимационные эффекты и гиперссылки, которыми могут управлять дошкольники данного возраста. Дети получают (закрепляют) навыки пользования мышью, клавиатурой. Развивают навыки в КТ. Данная презентация используется на индивидуально-подгрупповых занятиях по преодолению нарушений звукопроизношения и формированию фонетико-фонематической стороны речи, обучения грамоте.
Целью игры является: создание мотивации детей (с помощью интерактивной игры), направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата (получение правильного подбора предметных картинок и произнесения слов с заданным звуком в начале, середине и конце слов. Обучение детей классификации геометрической фигуры (прямоугольник) в пространстве. Отбор кирпичиков для постройки дома с вставленными в них предметными картинками с заданным звуком. В игре у дошкольников развивается фонематическое восприятие, правильное произношение, конструктивный праксис, пространственное мышление, внимание, сообразительность; формирование представления детей о геометрических фигурах, их количестве.
Краткий ход игры.
Начало игры. Ребёнок с учителем-логопедом сидят возле компьютера. Открывается игра. Ребёнку предлагается наводить курсор мышкой. Педагог руководит ходом игры.
1 слайд- надо найти кирпичики одновременно выбирая только те, в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком. Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать.
Слайд№
2 слайд— На слайде изображены контур дома, необходимо провести строительное конструирование. Для строительства дома используем и ведём подбор кирпичиков с вставленными в них предметными картинки с заданным звуком. Если кирпичик с заданным звуком выбран правильно, то она переместится в контур дома. Если геометрическая фигура (прямоугольник) –кирпичик с вставленной в него картинкой выбран неправильно, то она «исчезает». Игра проходит до полного завершения. Если предметы исчезали- то игру можно повторить. Если предметы в ходе игры не исчезали и лишние остались на экране, то в конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно, в ходе игры ребёнок рассуждает почему та или иная картинка не может быть выбрана, самостоятельно произносит и учится слышать заданный звук в словах.
Результаты реализации опыта работы:
сравнительный анализ результатов диагностического исследования речевых способностей воспитанников
учителей-логопедов Сидоровой Т.С, Кантур Т.Г. за 2013- 2015 учебные годы.
Выводы
- Использование интерактивных игр на автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков и интерактивных методов является яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества, залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами, что способствовало мотивации детей на поисковую деятельность, дифференцировало обучение с учётом особенностей ребёнка, повысило качество коррекционного процесса по формированию правильного произношения фонематических процессов.
- Система приемов дифференцированного и индивидуального (компьютерного) коррекционного воздействия, в сочетании с традиционными средствами, составляет основу методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ;
- Результаты обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизношения, устной и письменной речи, что в целом содействует гармонизации развития личности, что в свою очередь позволяет добиться повышения качества коррекционного процесса.