Особенности развития самооценки у сирот с задержкой психического развития

В современном мире проблема детей сирот остается одной из актуальных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. До настоящего времени остается малоизученной и непонятой природа отказа женщины от своего ребенка. Повседневная практика работы с такими женщинами и анализ даже немногочисленной литературы по данной проблеме указывают на чрезвычайную сложность взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих формирование материнства — этой важнейшей формы социального поведения женщины. Уровень развитости страны зависит от того, насколько интенсивно проводится политика в этой сфере. Когда речь идет о детях сиротах с проблемами в развитии особую важность приобретает проблема самооценки: понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции. Неправильная самооценка может привести к большим личностным и коммуникационным проблемам.

Изучением самооценки детей с задержкой психического развития занимались такие научные деятели, как Л.С .Выготский, Д.В. Лубовский, М.С. Певзнер, а также А.И. Липкина, Е.И. Савонько, В.М. Синельников и многие другие ученые и педагоги.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы –органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: не-зрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств [1].

Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности [2].

О сложной структуре дефекта говорил Л.С. Выготский [3] , что наличие какого-либо нарушения, введет к целому ряду вторичных отклонений в развитии. Нарушение психического развития негативно сказывается на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка.

В своем исследование Н.А. Жулидова [4] приходит к выводу, что чем сильнее вызвана задержка психического развития, тем в большей степени они завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.

В работах Г.В. Грибановой [5] говорится о неустойчивости, незрелости,некритичности самооценки дошкольников с задержкой психического развития, недостаточном уровне осознания своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения таких детей.

Самооценка детей с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, к такому выводу пришел Р.Д. Тригер [6]. Также он утверждал ,что ребенок с задержкой психического развития не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает.

Следует отметить и такую особенность самооценки дошкольников с ЗПР, как ее значительную зависимость от мнения значимых лиц (воспитателя, сверстников, более старших детей). Очень часто дети с ЗПР не решаются дать оценку своей деятельности, не получив оценки со стороны взрослого, либо могут изменить собственное мнение под влиянием значимых для них окружающих.

Отставание ребёнка в психическом развитии может обуславливаться не только органическими нарушениями, но и условиями в которых живут дети. Из-за отсутствия родительского внимания у детей сирот самооценка занижена.

С раннего детства дети сироты сталкиваются с неприязнью и оценкой других людей.

Часто дети с жестокостью оценивают детей сирот с задержкой психического развития в их присутствии. В результате у детей сирот с ЗПР формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание в четырех стенах, скрытая депрессия, что ведут к заниженной самооценке. Часто у детей сирот формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети сироты с задержкой психического развития начинают осознавать, что уровень их социальных, физических и личностных возможностей по сравнению с детьми из семьи снижен, к ним хуже отношение в обществе, им сложнее найти друзей не из интерната, тяжелее устроится на работу . Все это приводит к снижению самооценки, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.
Формирование самооценки в учебной познавательной деятельности в специализированных дошкольных учреждениях не всегда осуществляется в полной мере. Особенно это затруднительно, если в образовательном учреждении нет специалиста дефектолога, а так же воспитателей, которые были бы знакомы с особенностями таких детей.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что самооценка у детей сирот с задержкой психического развития своеобразна, что обусловлено, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов.

Литература

  1. Борякова Н.Ю. Ступенька развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей Учеб.-метод.пособие. М.: Гном-Пресс, 2002.
  2. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. 2 том. М.: Науч-ное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
  3. Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: в 6т: Т.4. М.,1984.
  4. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология, 1981.№ 4. с.17-24.
  5. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития// Дефектология.1986.№3.с.13-20.

Мишустина Алена Викторовна
учитель-логопед, Детский сад №53 “Елочка”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *