Модернизация логопедической работы через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы «ступеньки развития»
Один из путей модернизации работы логопеда – это перевод ее на новый высоко технологичный уровень. Технология позволит специалисту эффективно и в кратчайшие сроки реализовывать существующие методики, учитывая при этом весь симптомокомплекс нарушений.
Презентация опыта работы по теме :
«МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ АВТОРСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «СТУПЕНЬКИ РАЗВИТИЯ»
учителя–логопеда высшей категории МБДОУ детский сад № 2 Каневского района
Сидоровой Таисии Сергеевны
учителя–логопеда высшей категории МБДОУ детский сад № 2 Каневского района
Кантур Татьяны Георгиевны
Актуальность.
В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Большую часть детей, имеющих проблемы в обучении, составляют дети с несформированностью фонематических представлений. Эти дети не обладают готовностью к обучению грамоте. Актуальность затронутых проблем заключается в острой потребности систематизации коррекционно-развивающего материала по устранению у старших дошкольников фонетико-фонематических нарушений в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности , что является гарантией целостной и систематичности коррекционного-процесса.
Цель:
Повышение мотивации воспитанников к формированию фонетико-фонематической стороны речи, звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения к грамоте путём модернизации программы с использованием авторского наглядно-практического дидактического материала.
Задачи:
- Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка;
- Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами;
- Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения;
- Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия;
- Уточнение правильного произношения звуков
- Развитие артикуляционной моторики;
- Различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
- Дифференциация согласных звуков по твёрдости и мягкости;
- Выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции;
- Выделение согласного звука из состава слова;
- Формирование умения характеризовать звук;
- Усвоение звуко-слоговой структуры двух-трёхсложных слов;
- Анализ и синтез обратных и прямых слогов;
- Формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук( твёрдый, мягкий, звонкий,глухой). Знакомство с буквами, звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания;
- Развитие графических навыков;
- Последовательно введено знакомство с понятиями «речь», «предложение», «слово», «звук», «слог»;
- Предусмотрены специальные упражнения для развития психических процессов;
Особенности программы.
Идущие в настоящее время обновление содержания дошкольного образования и обнадёживающие результаты многолетнего опыта работы подвели нас к необходимости внести изменения (модернизацию) в существующую программу. Суть предлагаемых изменений сводится к следующему:
- Уточняется произношение всех звуков речи;
- Несколько изменена последовательность изучения звуков
- Параллельно с анализом обратного слога даётся анализ прямого слога;
- Буква изучается параллельно с изучаемым звуком;
- Изучаются все буквы алфавита; и т.д.
Особенности программы.
Фронтально-подгрупповая деятельность направлена, прежде всего,
- Приведенные в программе «Ступеньки развития» могут использовать в своей работе не только специалисты(учителя-логопеды), но и педагоги для закрепления пройденного материала, но и родители под руководством учителя-логопеда. Коррекционно-образовательная деятельность строится на адыкватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой является игра .
- Длительность фронтально-подгрупповой деятельности составляет 30 минут. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
Этапы реализации
- Подготовительный
- -Планирование по разделу «Обучение грамоте»
- — Изучение методической литературы по данному вопросу
- — Изготовление пособий /таблиц, карточек , игр, рабочей тетради» Звуки, буквы я учу!»
- — Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте.
- — Разработка диагностической карты по данному разделу.
- — Первичное обследование детей.
- — Консультации для родителей и воспитателей.
- Основной этап
- -Проведение фронтальных(подгрупповых ) по обучению грамоте.
- — Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала.
- — Проведение совместных мероприятий с родителями.
- — Закрепление материала во время вечерних занятий с воспитателем. Заключительный этап
- — Проведение итогового контроля
- — Анализ результатов составление диаграмм
- — Обсуждение итогов совместно с учителем начальных классом и психологом
- — Отчёт о результативности на итоговом педсовете .
- — Представление апробированного материала для обсуждения на районном МО.
- — Внесение опыта в муниципальный банк ППО.
Принципы и подходы к формированию программы «Ступеньки развития».
- построение коррекционно -образовательной фронтальной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ТНР
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ТНР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
- поддержка инициативы детей с ТНР в ходе фронтально-подгрупповой деятельности
- сотрудничество детского сада с семьей
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ТНР в ходе различных игровых методов и приёмов используемых в фронтально-подгрупповой деятельности в течении образовательного периода.
возрастная адекватность дошкольного образования
Педагогические ориентиры:
- – работать над совершенствованием процессов слухового и зри-
- тельного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа,
- синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- – развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
- – осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой
- функций;
- – расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять
- предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря
- вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
- – совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки упо-
- требления детьми грамматических форм слова и словообразовательных
- моделей, различных типов синтаксических конструкций;
- – совершенствовать навыки связной речи детей;
- – вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны ре-
- чи, по развитию фонематических процессов;
- – формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их
- основам грамоты.
- работать над совершенствованием процессов слухового и зри-
- тельного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа,
- синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- Условия для организации коррекционно-развивающего процесса
- своевременное обследование детей;
- рациональное составление расписания фронтальных, подгрупповых форм коррекционно-развивающей деятельности;
- планирование фронтальной работы по периодам обучения;
- наличие программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных форм коррекционно-развивающей деятельности в этом направлении;
- оснащение процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
- совместная работа логопеда с воспитателями группы, узкими специалистами и родителями.
- В рамках данной авторской программы «Ступеньки развития» предусматриваются:
- Фронтально-подгрупповая деятельность учителя-логопеда по развитию фонетико-фонематической стороны речи, звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки обучения грамоте с использованием авторских игр и практических игровых упражнений.
- Созданы условия(оборудование логопедического кабинета,многофункциональные пособия «Звуковая пальма», «Звуковички», 60 авторских игр,50 авторских интерактивных игр,
- «Звукотаблицы », «Лабиринты», разработанной нами рабочей тетради
- в которой систематизированы практические задания и упражнения.
- Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным,индивидуальным возможностям и последовательность в преобретении знаний и умений.
- Системность и последовательность в приобретении знаний и умений.
- Личностно-ориентированный подход к решению проблемы.
- Программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Цель и задачи программы способствуют достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования (ч.4,п.4.6 ФГОС ДО); формы и методы не противоречат принципам дошкольного образования (ч.1,п.1.4 ФГОС ДО).
- В рабочей тетради «Звуки, буквы я учу!» Представлены игровые упражнения и задания, предназначенные для закрепления сведений о звуках и буквах, полученных дошкольниками на фронтальных занятиях , часть игровых упражнений выполняется в ходе коррекционного процесса в подготовительной группе.
- Оригинальность игрового упражнения помогут пробудить интерес к русскому языку и предупредить появление нарушений при овладении процессами письма и чтения в школе.
- В тетради содержится большое количество занимательных упражнений для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и совершенствованию графических навыков.
Пособие входящее в авторскую программу «Ступеньки развития», предназначенное для совместной работы родителей с детьми, заинтересует логопедов, воспитателей и педагогов, занимающихся подготовкой детей к школе, а также профилактикой и коррекцией дисграфии.
В результате обучения дети овладевают слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного , пересказывать короткие тексты ,выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения ,печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски. Модернизация логопедической работы через реализацию авторской программы «Ступеньки развития»-поможет ребенку попасть в удивительный мир родного языка, зажечь в ребенке огонёк любознательности, жажды новых открытий в овладении родной речью, увлекут и разовьют его любовь к обучающим занятиям, самостоятельному чтению и письму.