Модернизация логопедической работы через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы «ступеньки развития»

Один из путей модернизации работы логопеда – это перевод ее на новый высоко технологичный уровень. Технология позволит специалисту эффективно и в кратчайшие сроки реализовывать существующие методики, учитывая при этом весь симптомокомплекс нарушений.

Презентация опыта работы по теме :

«МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ АВТОРСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «СТУПЕНЬКИ РАЗВИТИЯ»

учителя–логопеда  высшей категории МБДОУ детский сад № 2 Каневского района
Сидоровой Таисии Сергеевны

учителя–логопеда  высшей категории МБДОУ детский сад № 2 Каневского района
Кантур Татьяны Георгиевны

Актуальность.

В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Большую часть детей, имеющих проблемы в обучении, составляют дети с несформированностью фонематических представлений. Эти дети не обладают готовностью к обучению грамоте. Актуальность  затронутых  проблем  заключается в острой потребности систематизации коррекционно-развивающего материала по устранению у старших дошкольников фонетико-фонематических  нарушений в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности  , что является гарантией целостной и систематичности коррекционного-процесса.

Цель:

Повышение мотивации воспитанников к формированию фонетико-фонематической стороны речи, звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения к грамоте  путём модернизации программы с   использованием  авторского наглядно-практического  дидактического материала.

Задачи:

  • Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка;
  • Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами;
  • Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения;
  • Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия;
  • Уточнение правильного произношения звуков
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
  • Дифференциация согласных звуков по твёрдости и мягкости;
  • Выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции;
  • Выделение согласного звука из состава слова;
  • Формирование умения характеризовать звук;
  • Усвоение звуко-слоговой структуры двух-трёхсложных слов;
  • Анализ и синтез обратных и прямых слогов;
  • Формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук,  согласный звук( твёрдый, мягкий, звонкий,глухой). Знакомство с буквами, звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых  слогов,   односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания;
  • Развитие графических навыков;
  • Последовательно введено знакомство с понятиями «речь», «предложение», «слово», «звук», «слог»;
  • Предусмотрены специальные  упражнения для развития   психических   процессов;

Особенности программы.

Идущие в настоящее время обновление содержания дошкольного образования и   обнадёживающие результаты многолетнего опыта работы подвели нас к необходимости внести  изменения (модернизацию) в существующую  программу. Суть предлагаемых изменений сводится к следующему:

  • Уточняется произношение всех звуков речи;
  • Несколько изменена последовательность изучения звуков
  • Параллельно с анализом обратного слога даётся анализ прямого слога;
  • Буква изучается параллельно с изучаемым звуком;
  • Изучаются все буквы алфавита; и т.д.

Особенности программы.

Фронтально-подгрупповая деятельность направлена, прежде всего,

  • Приведенные в программе «Ступеньки развития» могут использовать в своей работе не только специалисты(учителя-логопеды), но и педагоги для закрепления пройденного материала, но и родители под руководством учителя-логопеда. Коррекционно-образовательная деятельность строится на адыкватных   возрасту формах работы  с детьми, при этом основной формой является игра .
  • Длительность фронтально-подгрупповой деятельности составляет 30 минут. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных         областей:   социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.

Этапы реализации

  • Подготовительный
    • -Планирование по разделу «Обучение грамоте»
    • — Изучение методической литературы по данному вопросу
    • — Изготовление пособий /таблиц, карточек , игр, рабочей тетради» Звуки, буквы я учу!»
    • — Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте.
    • — Разработка диагностической карты по данному разделу.
    • — Первичное обследование детей.
    • — Консультации для родителей и воспитателей.
  • Основной этап
    • -Проведение фронтальных(подгрупповых ) по обучению грамоте.
    • — Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала.
    • — Проведение совместных мероприятий с родителями.
    • — Закрепление материала во время вечерних занятий с воспитателем. Заключительный этап
    • — Проведение итогового контроля
    • — Анализ результатов составление диаграмм
    • — Обсуждение итогов совместно с учителем начальных классом и психологом
    • — Отчёт о результативности на итоговом педсовете .
    • — Представление апробированного материала для обсуждения на районном МО.
    • — Внесение опыта в муниципальный банк ППО.

Принципы и подходы к формированию программы «Ступеньки развития».

  • построение коррекционно -образовательной фронтальной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ТНР
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ТНР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
  • поддержка инициативы детей с ТНР в ходе фронтально-подгрупповой деятельности
  • сотрудничество детского сада с семьей
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ТНР в ходе различных  игровых методов и приёмов используемых в фронтально-подгрупповой деятельности в  течении образовательного периода.

возрастная адекватность дошкольного образования

Педагогические ориентиры:

  • – работать над совершенствованием процессов слухового и зри-
  • тельного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа,
  • синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • – развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
  • – осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой
  • функций;
  • – расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять
  • предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря
  • вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
  • – совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки упо-
  • требления детьми грамматических форм слова и словообразовательных
  • моделей, различных типов синтаксических конструкций;
  • – совершенствовать навыки связной речи детей;
  • – вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны ре-
  • чи, по развитию фонематических процессов;
  • – формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их
  • основам грамоты.
  • работать над совершенствованием процессов слухового и зри-
  • тельного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа,
  • синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • Условия для организации коррекционно-развивающего процесса
  • своевременное обследование детей;
  • рациональное составление расписания фронтальных, подгрупповых форм коррекционно-развивающей деятельности;
  • планирование фронтальной работы по периодам обучения;
  • наличие программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных форм коррекционно-развивающей деятельности в этом направлении;
  • оснащение процесса необходимым     оборудованием и          наглядными пособиями;
  • совместная работа логопеда с воспитателями группы, узкими специалистами и родителями.
  • В рамках данной  авторской программы  «Ступеньки развития» предусматриваются:
  • Фронтально-подгрупповая деятельность учителя-логопеда по развитию фонетико-фонематической стороны речи, звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки обучения грамоте с использованием авторских игр и практических игровых упражнений.
  • Созданы условия(оборудование логопедического кабинета,многофункциональные пособия «Звуковая пальма», «Звуковички», 60 авторских игр,50 авторских интерактивных игр,
  • «Звукотаблицы », «Лабиринты», разработанной нами рабочей тетради
  • в которой систематизированы   практические задания и упражнения.
  • Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным,индивидуальным возможностям и последовательность в преобретении знаний и умений.
  • Системность и последовательность в приобретении знаний и умений.
  • Личностно-ориентированный подход к решению проблемы.
  • Программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ   дополнительного образования детей. Цель и задачи программы способствуют достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования (ч.4,п.4.6 ФГОС ДО); формы и методы не противоречат принципам дошкольного образования (ч.1,п.1.4 ФГОС ДО).
  • В рабочей тетради «Звуки, буквы я учу!» Представлены игровые упражнения и задания, предназначенные для закрепления сведений о звуках и буквах, полученных дошкольниками на фронтальных занятиях , часть игровых упражнений выполняется  в ходе коррекционного  процесса в подготовительной  группе.
  • Оригинальность игрового упражнения помогут пробудить интерес к русскому языку и предупредить появление нарушений при овладении процессами письма и чтения в школе.
  • В тетради содержится большое количество занимательных упражнений для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и совершенствованию графических навыков.

Пособие входящее в авторскую программу «Ступеньки развития», предназначенное для совместной работы родителей с детьми, заинтересует логопедов, воспитателей и педагогов, занимающихся подготовкой детей к школе, а также профилактикой и коррекцией   дисграфии.

В результате обучения дети овладевают слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного , пересказывать короткие тексты ,выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения ,печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски. Модернизация логопедической работы через реализацию авторской программы  «Ступеньки развития»-поможет ребенку попасть в удивительный мир родного языка, зажечь в ребенке огонёк любознательности, жажды новых открытий в овладении родной речью, увлекут и разовьют его любовь к обучающим занятиям, самостоятельному чтению и письму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *